Композиторы и художественные эпохи. Классики и традиционалистыКОМПОЗИТОРЫ > Шарль-Мари Видор

Композиторское творчество. История, теория и философия классического искусства. А также композиторы современности.
Аватара пользователя
Автор темы
smax0
Всего сообщений: 18
Зарегистрирован: 05.01.2011
 КОМПОЗИТОРЫ > Шарль-Мари Видор

Сообщение smax0 »

Так вот какая она на самом деле!)) После того, как послушаешь в исполнении Видора, другие трактовки уже кажутся искажениями...На мой взгляд, в таком исполнении Токката предстаёт совсем иной - намного более в философском ключе. Только в таком неспешном движении она звучит с тем величием и глубиной, которые изначально в ней заключены. А в более быстром темпе всё это ускользает, уступая место блеску, виртуозности и некоей "праздничности". Ведь можно её рассматривать (как часто и делают) как яркую пьесу, эффектную в чисто исполнительском смысле... А можно - как размышление о мироздании, разговор с Богом, не просто как заключительную часть, а смысловой итог, истинное завершение симфонии № 5. Такой и видел её автор.

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
smax0
Всего сообщений: 18
Зарегистрирован: 05.01.2011
 Re: КОМПОЗИТОРЫ > Шарль-Мари Видор

Сообщение smax0 »

Сущность этой музыки, мне кажется, - такая колоссальная вера, религиозность в высшем смысле, проникнутая глубокой человечностью, - что "загонять" её, пытаясь вместить в строгий метр те интонации, которые сами просятся к расширению, - абсолютно ни к чему.Примерно то же, мне думается, - с некоторыми сочинениями Баха, которые за счёт однородной, прелюдийной фактуры воспринимаются всего лишь как этюды...Так что к исполнению Ш.-М. Видора отношусь с восторгом!

Аватара пользователя
Valmond
Всего сообщений: 139
Зарегистрирован: 09.12.2010
 Re: КОМПОЗИТОРЫ > Шарль-Мари Видор

Сообщение Valmond »

В начале своего поста некоторое отступление в сторону. "Ловил кайф" я одно время от концерта для струнных (базельского) Игоря СТравинского. Потом приобретаю диск, полностью посвещённый этому композитору, встречаю там этот же концерт, и дирижирует оркестром в записи сам Странвинский. Какое это было разочарование! С тех пор я очень насторженно отношусь к такого рода записям. И когда смелости хватает приступить к прослушиванию, подступает напряжение.Применительно к этой записи. Всё в ней замечательно, но я не могу сказать, что оно мне понравилось больше всех остальных. Возможно дело в низком уровне качества звукозаписи того времени. Что касается темпа. У меня темп не вызывает никаких нареканий. Отрицательного впечатления от прослушивания не производит. Само собой напрашивается, что это темп единственно верный. Но где-то в глубине души гложет мысль... 1932 год - маэстро исполнилось 88 лет. Может это уже не хватает проворности в руках?И ещё одно. Шарль Мари Видор прожил долгую жизнь, и застал на своём веку постепенное угасание романтизма и разворот назад к прошлому во вкусах. Возможно это его уже несколько изменившийся взгляд на свое более раннее творение?

Аватара пользователя
Valmond
Всего сообщений: 139
Зарегистрирован: 09.12.2010
 Re: КОМПОЗИТОРЫ > Шарль-Мари Видор

Сообщение Valmond »

Как Вы относитесь к исполнению Шарля-Мари Видора своей токкаты, интересно Ваше отношение к его темпу? А, Ваня?

Аватара пользователя
G-P
Всего сообщений: 293
Зарегистрирован: 09.12.2010
 Re: КОМПОЗИТОРЫ > Шарль-Мари Видор

Сообщение G-P »

Интересно, что Видор указал в верхнем голосе шестнадцатые стаккато. В темпе Видора легче добиться этого эффекта, а в очень быстром темпе мне кажется даже нон-легато стирается к чертовой матери. В педали большие скачки, скрытое двухголосие, в очень быстром темпе нижние ноты в педали будут грязно квакать на тройном фортиссимо, так как они в некоторых регистрах могут звучать с некоторым запаздыванием. В исполнении Видора нижние ноты в педали отчетливо слышатся (например - в начале, где появляется педаль), он в них погружается и нехотя отрывается, несмотря на отвратительное качество записи (30-е годы всё же). Некоторые укладываются в 5 с чем-то минут, а то и меньше, - но токката звучит не как часть симфонии - а как какая-то легкомысленная органно-концертная безделушка для виртуозов. Мне кажется, что темп Видора - оптимальный. У Бен ван Оостена чуть-чуть быстрее, но тоже хороший, всё же больше 6 минут, хотя нет видоровского акцента на нижние ноты в педали. А те записи, что уложены в 4-5 с чем-то минут - слушать невозможно, теряется вся торжественность, некая маршеобразная грандиозность. Я думаю, даже будь Видор моложе вряд ли он стал бы загонять Токкату как Хачатуров (запись добавлена в группу, в самом верху).

Аватара пользователя
Инвестигатор
Всего сообщений: 128
Зарегистрирован: 12.12.2010
 Re: КОМПОЗИТОРЫ > Шарль-Мари Видор

Сообщение Инвестигатор »

Интересная тема, жаль что я поздно в неё включился. Я много слушаю это произведение, и так уж получилось, что я слушал это произведение сначала в исполнении двух прославленных французов - Оливье Латри и Андре Изуара. У них у обоих она идёт минут по 5 с половиной. Могу закачать в группу, кстати, так как этих исполнений там, кажется, нет.И вот я послушал самого маэстро Видора. Первой мыслью были, как и у Романа, размышления о том, можно ли вообще в 88 лет играть это быстрее на романтическом 100-регистровом органе с пневматикой. Но вообще акценты показались очень осмысленными, даже несколько переворачивающими представление о смысле этого произведение. Как уже говорилось, это действительно из яркого финала перерастает уже во что-то большее и более глубокое. Это произведение - это, как мне кажется, и в прямь тот случай, когда перед виртуозом как нельзя острее стоит дилемма - сыграть быстрее и техничнее, но махнуть рукой на глубину, или же сыграть медленнее и вдумчивее, но проиграть в скорости коллегам. Вообще, это часто в органной мызуке оказывается сложным компромиссом - ведь органная музыка - это музыка протяжённых, незатухающих звучаний, а в быстром темпе эта сущность во многом теряется. Ещё важный момент - акценты и артикуляция: в исполнениях равного темпа они тоже зачастую сильно меняют ощущение. У Латри звучит, на мой взгляд, напористее, чем у Изуара, хотя темп близок. Как надо - не знаю. Мне под настроение то одно наравится больше, то другое. Бен ван Оостен мне кажется слишком сонным, а вот Ольгертс Циньтиньш (есть копия с пластинки) в костёле Св. Екаба в Риге (Латвия) играет её... за 4:40! Я первый раз вообще ошалел, когда слушал! Тоже загружу в группу. Качество, правда, уступает CD, но запись хорошая. Поначалу был восторг, а потом всё же подумалось, что это уже слишком...Ну а сам Видор - всё равно вне конкуренции. И всё равно именно к его записи будут обращатся и впредь, думать над ней... Я тоже думал о переоценке, ведь прошло уже почти полвека с момента написания Видором 5-й симфонии и этого исполнения. Но всё равно это "голос" самого автора.Да, качество, конечно, 30-х годов, но всё равно мне эта запись нравится.

Аватара пользователя
Матвеич
Всего сообщений: 3
Зарегистрирован: 15.12.2010
 Re: КОМПОЗИТОРЫ > Шарль-Мари Видор

Сообщение Матвеич »

Константин, Вы совершенно правы, рассуждая о дилемме выбора темпа, в частности, в этой токкате.Если мы посмотрим авторское метрономическое указание, сделанное,этак, лет за 50 до этой записи, то окажется, что Видор в свои 88 лет играет примерно в том же темпе, как он мыслил в молодости.Несмотря на некоторые технические шероховатости (вряд ли кто-нибудь из нас - если доживёт до такого возраста - будет в состоянии даже подойти к инструменту - поклон Нине Ивановне Оксентян!), исполнение Видора поражает владением временем, звуковыми массами в пространстве собора,наполненностью музыкальной мысли, наконец, преодолением технологических трудностей игры на таком огромном инструменте. Хочу уточнить - Кавайе-Коль не строил органов с пневматической трактурой. Его инструменты - механика с машинами Баркера. Отсюда довольно глубокий ход клавиш, значительная нагрузка при включении копул, недостаточно чёткий (по сравнению с механической трактурой) ответ для тонкой работы артикуляцией (типа барочной). Наверное. поэтому Дюпре с его экстремальной виртуозностью был за электротрактуру(свой домашний Кавайе-Коль. доставшийся от Гильмана, он реконструировал, переведя на электрику). Эти особенности огромного Кавайе-Коля в гулкой соборной акустике определяют темп исполения всех штриховых деталей, выписанных автором.С другой стороны, каждый исполнитель(банальность!)слышит свой образ произведения(кто-то сияние Божественного света, кто-то величие господа-Творца...). Эти идеи и воплощаются в различных темповых решениях. Видор же в этой записи, как и в записи частей из Готической симфонии. предстаёт великим Музыкантом,творцом-интерпретатором, всю жизнь честно служившим искренним идеям музыкального романтизма (см.его последнее произведение - 3 Новые пьесы),как в органе, так и в др. областях композиции.

Аватара пользователя
Инвестигатор
Всего сообщений: 128
Зарегистрирован: 12.12.2010
 Re: КОМПОЗИТОРЫ > Шарль-Мари Видор

Сообщение Инвестигатор »

Спасибо большое за Ваш ракссказ, Алексей Михайлович!Я узнал очень много нового, и очень рад, что многое из того, к чему я пришёл интуитивно и основываясь на своих личных ощущениях, подтвердилось объективным знанием и мнением профессионала!Я только не очень понял вот этот кусочек: "недостаточно чёткий (по сравнению с механической трактурой) ответ для тонкой работы артикуляцией (типа барочной)" Ответ чему? Пневматике, электрике?Завтра вечером я обязательно закачаю все упомянутые мною записи в группу, и буду рад, если по ним тоже будут высказаны некоторые мнения. И самое главное - есть ли единственно правильная трактовка, или каждый исполнитель по-своему прав, видя в этой токкате что-то своё...

Аватара пользователя
Инвестигатор
Всего сообщений: 128
Зарегистрирован: 12.12.2010
 Re: КОМПОЗИТОРЫ > Шарль-Мари Видор

Сообщение Инвестигатор »

Если это ещё актуально, то хочу сказать, что добавил обещанные вчера три записи Токкаты из 5-й Органной Симфонии Шарля-Мари Видора (исполняют Оливье Латри, Андрэ Изуар и Ольгертс Цинтиньш). Порядковые номера записей в списке аудиозаписей группы: 848, 849, 850. Будет интересно услышать какие-нибудь мнения и на счёт них.

Аватара пользователя
G-P
Всего сообщений: 293
Зарегистрирован: 09.12.2010
 Re: КОМПОЗИТОРЫ > Шарль-Мари Видор

Сообщение G-P »

Конечно, актуально! Спасибо большое! Теперь помимо ван Оостена, а в группе есть почти весь органный Видор в его исполнении, есть пять других исполнений токкаты.

Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read:
Ещё смайлики…
   
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение