Композиторы и художественные эпохи. Классики и традиционалистыДирижерская ретушь партитур - за и против.

Композиторское творчество. История, теория и философия классического искусства. А также композиторы современности.
Аватара пользователя
Автор темы
Дамир
Всего сообщений: 81
Зарегистрирован: 07.12.2010
 Дирижерская ретушь партитур - за и против.

Сообщение Дамир »

Когда я недавно, в июне, сдавал госэкзамен, мне запомнился обмен мнениями,возникнувший после вопроса мне и произошедший между профессорами, по поводу возможности или невозможности дирижерских ретушей в партитуре классиков, в частности - симфоний Бетховена, которые служили объектом этих ретушей неоднократно (и Малер, и Вайнгартнер, как мы помним, прикладывали к этому свои руки, а второй даже книгу на эту тему написал). Я сделал вывод, что несмотря на то, что этому вопросу уже более ста лет, он до сих пор волнует многих исполнителей. Если честно, я не сторонник таких ретушей, мне ближе позиция К.П.Кондрашина, который говорил, что дирижер должен уметь отрегулировать звуковой балланс посредством только дифферинциации динамики в разных группах оркестра. Но мне очень интересно ваше, уважаемые коллеги, мнение, и особенно было бы здорово, если бы это мнение подкреплялось конкретными примерами из партитур.

Реклама
Аватара пользователя
Anarhy
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 03.01.2011
 Re: Дирижерская ретушь партитур - за и против.

Сообщение Anarhy »

На мой взгляд, ретуши применимы в случае явных " нелогичностей" в оркестровке, связанных со свойствами инструментов соответствующей эпохи: более узким, чем у современных, диапазоном, отсутствием некоторых нот у натуральных медных и т.п. Помимо этого, есть еще прочно укоренившиеся ретуши, вроде замены низкого фагота на бас-кларнет или тубу (пример: Шестая Чайковского, первая часть, 4 ноты перед началом разработки).Ну, есть еще случай - некомпетентность автора в инструментовке. Но его не рассматриваем.В остальных же случаях, думаю, более честно и профессионально - искать баланс, не трогая авторский вариант.

Аватара пользователя
G.Vad!k
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 15.12.2010
 Re: Дирижерская ретушь партитур - за и против.

Сообщение G.Vad!k »

Кстати, в 6-й чайковского этот трюк с заменой фагота на бас-кларнет очень сомнителен, на мой взгляд.

Аватара пользователя
Зябкий
Всего сообщений: 17
Зарегистрирован: 06.01.2011
 Re: Дирижерская ретушь партитур - за и против.

Сообщение Зябкий »

А вот, например, откроешь Шумана, рука тянется за карандашом...

Аватара пользователя
Зябкий
Всего сообщений: 17
Зарегистрирован: 06.01.2011
 Re: Дирижерская ретушь партитур - за и против.

Сообщение Зябкий »

Но хочу согласиться с Дмитрием, что лучше остановиться на "интерпретаторских" ретушах, форте на меццо-форте поменять, стаккато подписать, лигу укоротить ... штрихи поставить струнным, тоже, кстати, сильно меняют характер. Для этого уже надо струнные знать (либо играть самому, либо "иметь место работы" - как у Хайкина).Знаю, что Тосканини переписывал страницы в "Море" Дебюсси - но для этого надо очень хорошо знать, что не получается (а также обладать приличным эго) и что невозможно исправить даже длительными и доставучими репетициями. Однако, господа дирижеры, начинающие особенно, вы точно уверены, что сможете лучше соркестровать?

Аватара пользователя
overnight
Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 26.02.2013
 Re: Дирижерская ретушь партитур - за и против.

Сообщение overnight »

Влезать или не влезать в партититуру - дело профессионализма дирижера. В некоторых случаях автор просто не оставляет выбора: неисполняемые ноты, неадекватность тесситурного использования и т.д. Конечно, лучше обходиться динамическими ретушами, если это возможно...Вопрос о штрихах, особенно в струнных, вообще вещь индивидуальная. Дело ведь не в том - как поставить лигу, а в том - как ее интонировать...

Аватара пользователя
Зябкий
Всего сообщений: 17
Зарегистрирован: 06.01.2011
 Re: Дирижерская ретушь партитур - за и против.

Сообщение Зябкий »

На то, как интонировать, есть репетиции. Но если лигу поставить не так, то так, как хочется, можно и не проинтонировать.Это, как понимаете, вопрос вовсе не профессионализма композитора, в смысле неисполнимой ереси. Чего об этом распространяться!

Аватара пользователя
Алексей Борисович Струков
Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 06.03.2013
 Re: Дирижерская ретушь партитур - за и против.

Сообщение Алексей Борисович Струков »

А как же извечный вопрос интерпретации?

Аватара пользователя
Зябкий
Всего сообщений: 17
Зарегистрирован: 06.01.2011
 Re: Дирижерская ретушь партитур - за и против.

Сообщение Зябкий »

Так одно другому не мешает! Заодно музыкантам удобнее знать, чего собственно от них ждут, а дирижеру меньше "репетировать", когда основы уже заведены.

Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read:
Ещё смайлики…
   
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение