Шопен в поэзии ⇐ Шопен
-
Автор темыКравченко МС
- Всего сообщений: 9
- Зарегистрирован: 07.01.2011
-
Автор темыКравченко МС
- Всего сообщений: 9
- Зарегистрирован: 07.01.2011
Re: Шопен в поэзии
Белла АхмадулинаМАЗУРКА ШОПЕНА Какая участь нас постигла,как повезло нам в этот час,когда бегущая пластинкаодна лишь разделяла нас!Сначала тоненько шипела,как уж, изъятый из камней,но очертания Шопенаприобретала всё слышней.И забирала круче, круче,и обещала: быть беде,и расходились эти круги,как будто круги по воде.И тоненькая, как мензуркавнутри с водицей голубой,стояла девочка-мазурка,покачивая головой.Как эта, с бедными плечами,по-польски личиком бела,разведала мои печалии на себя их приняла?Она протягивала рукии исчезала вдалеке,сосредоточив эти звукив иглой исчерченном кружке.1958
-
Автор темыКравченко МС
- Всего сообщений: 9
- Зарегистрирован: 07.01.2011
Re: Шопен в поэзии
Марсель ПрустШопен(перевод Нат.Корди) Шопен, ты словно море выплаканных слёз,Круженье, виражи и игры над волнойВоздушных бабочек, стремительных стрекоз.Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой. Мятежный страстный звук внезапно оборвётПоток страданий – твой немыслимый каприз,Так бабочка легко исполнит перелётС фиалки скромной на причудливый нарцисс,Но пламенный восторг всё ж полон горьких нот. Вода озёрная и бледный лунный светТвой благородный лик оправили в печаль,Но на рассвете вновь ты призываешь даль,И солнце разольётся радостно в ответ. Оно сквозь слёзы улыбается как прежде,Даруя светлый луч утраченной Надежде! 1896/2007
-
- Всего сообщений: 1
- Зарегистрирован: 07.01.2011
Re: Шопен в поэзии
По легенде, это стихотворение было написано на стене психбольницы ее пациентом."Когда луна осеребряетПролитый в ночь Шопена звук,Твоя улыбка воскресаетВ лучах луны и пенный кругУпавшей на пол влаги лунной,Лишь отблеск светлых твоих слез,Которые мне в чаше струннойШопен, пьянив меня поднес.За чистой гранью клавиш белыхТаится мир моей мечты.Но, если грань пробить умело,Ко мне слетаешь с клавиш ты.Светлей весны, вовек нетленна, Лучом луны мне грудь обвив,Любовью рождена Шопена,Для призрачной моей любви."
-
Автор темыКравченко МС
- Всего сообщений: 9
- Зарегистрирован: 07.01.2011
Re: Шопен в поэзии
Борис Пастернак Во всем мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте.До сущности протекших дней,До их причины,До оснований, до корней,До сердцевины.Всё время схватывая нитьСудеб, событий,Жить, думать, чувствовать, любить,Свершать открытья.О, если бы я только могХотя отчасти,Я написал бы восемь строкО свойствах страсти.О беззаконьях, о грехах,Бегах, погонях,Нечаянностях впопыхах,Локтях, ладонях.Я вывел бы ее закон,Ее начало,И повторял ее именИнициалы.Я б разбивал стихи, как сад.Всей дрожью жилокЦвели бы липы в них подряд,Гуськом, в затылок.В стихи б я внес дыханье роз,Дыханье мяты,Луга, осоку, сенокос,Грозы раскаты.Так некогда Шопен вложилЖивое чудоФольварков, парков, рощ, могилВ свои этюды.Достигнутого торжестваИгра и мука -Натянутая тетиваТугого лука.
-
Автор темыКравченко МС
- Всего сообщений: 9
- Зарегистрирован: 07.01.2011
Re: Шопен в поэзии
Рильський Максим ШОПЕНШопена вальс... Ну хто не грав йогоІ хто не слухав? На чиїх устахНе виникала усмішка примхлива,В чиїх очах не заблищала іскраНапівкохання чи напівжурбиВід звуків тих кокетно-своєвільних,Сумних, як вечір золотого дня,Жагучих, як нескінчеиий цілунок?Шопена вальс, пробреньканий невмілоНа піаніно, що, мовляв поет,У неладі "достигло идеала",О! даль яку він срібну відслонивМені в цей час вечірньої утоми,Коли шукає злагідніле серцеЛаскавих ліній і негострих фарб,А десь ховає і жагу, і пристрасть,І мрію, й силу, як земля ховаєНепереборні парості трави...В сніги, у сиву сніжну невідомість,Мережані, оздобні линуть сани,І в них, як сонце, блиснув із-під війЛукавий чи журливий - хто вгадає? -Гарячий чи холодний-хто, збагне ?-Останній, може, може, перший усміх.Це щастя! Щастя! Руки простягаюБ'є сніг із-під холодних копитів,Метнулось гайвороння край дорогиI простяглась пустиня навкруги.Сідлать коня! Гей, у погоню швидше ІЦе щастя! Щастя! - Я приліг до гриви,Я втис у теплі боки остроги -І знову бачу .те лице, що ледвеІз хутра виглядає... Що мені?Невже то сльози на її очах?То сльози радості - хто теє скаже?То сльози смутку-хто те розгада?А вечір палить вікна незнайомі,А синя хмара жаром пройнялася,А синій ліс просвічує огнем,А вітер віти клонить і співаєМені в ушах... Це щастя! Це любов!Це безнадія ! Пане Фредеріку,Я знаю, що ні вітру, ні саней,Ані коня немає в вашім вальсі,Що все це - тільки вигадка мояПроте... Нехай вам Польща , чи Жорж ЗандКоханки дві, однаково жорстокі! -Навіяли той ніжний вихор звуків,-Ну й що ж по тому? А сьогодні яЛюблю свій сон і вас люблю за нього,Примхливий худорлявий музиканте...1934 p.
-
- Всего сообщений: 29
- Зарегистрирован: 07.12.2010
Re: Шопен в поэзии
Проза поэта))) Статья Б. Пастернака "Шопен"1. Легко быть реалистом в живописи, искусстве, зрительно обращенном к внешнему миру. Но что значит реализм в музыке? Нигде условность и уклончивость не прощаются так, как в ней, ни одна область творчества не овеяна так духом романтизма, этого всегда удающегося, потому что ничем не Проверяемого, начала произвольности. И, однако, и тут все зиждется на исключениях. Их множество, и они составляют историю музыки. Есть, однако, еще исключения из исключений. Их два - Бах и Шопен. Эти главные столпы и создатели инструментальной музыки не кажутся нам героями вымысла, фантастическими фигурами. Это - олицетворенные достоверности в своем собственном платье. Их музыка изобилует подробностями и производит впечатление летописи их жизни. Действительность больше, чем у кого-либо другого, проступает у них наружу сквозь звук. Говоря о реализме в музыке, мы вовсе не имеем в виду иллюстративного начала музыки, оперной или программной. Речь совсем об ином. Везде, в любом искусстве, реализм представляет, по-видимому, не отдельное направление, но составляет особый градус искусства, высшую ступень авторской точности. Реализм есть, вероятно, та решающая мера творческой детализации, которой от художника не требуют ни общие правила эстетики, ни современные ему слушатели и зрители. Именно здесь останавливается всегда искусство романтизма и этим удовлетворяется. Как мало нужно для его процветания! В его распоряжении ходульный пафос, ложная глубина и наигранная умильность,- все формы искусственности к его услугам. Совсем в ином положении художник реалист. Его деятельность - крест и предопределение. Ни тени вольничания, никакой блажи. Ему ли играть и развлекаться, когда его будущность сама играет им, когда он ее игрушка! И прежде всего. Что делает художника реалистом, что его создает? Ранняя впечатлительность в детстве,- думается нам,- и своевременная добросовестность в зрелости. Именно эти две силы сажают его за работу, романтическому художнику неведомую и для него необязательную. Его собственные воспоминания гонят его в область технических открытий, необходимых для их воспроизведения. Художественный реализм, как нам кажется, есть глубина биографического отпечатка, ставшего главной движущей силой художника и толкающего его на новаторство и оригинальность. Шопен реалист в том же самом смысле, как Лев Толстой. Его творчество насквозь оригинально не из несходства с соперниками, а из сходства с натурою, с которой он писал. Оно всегда биографично не из эгоцентризма, а потому, что, подобно остальным великим реалистам, Шопен смотрел на свою жизнь как на орудие познания всякой жизни на свете и вел именно этот расточительно-личный и нерасчетливо-одинокий род существования.
-
- Всего сообщений: 29
- Зарегистрирован: 07.12.2010
Re: Шопен в поэзии
2. Главным средством выражения, языком, которым у Шопена изложено все, что он хотел сказать, была его мелодия, наиболее неподдельная и могущественная из всех, какие мы знаем. Это не короткий, куплетно возвращающийся мелодический мотив, не повторение оперной арии, без конца выделывающей голосом одно и то же, это поступательно развивающаяся мысль, подобная ходу приковывающей повести или содержанию исторически важного сообщения. Она могущественна не только в смысле своего действия на нас. Могущественна она и в том смысле, что черты ее деспотизма испытал Шопен на себе самом, следуя в ее гармонизации и отделке за всеми тонкостями и изворотами этого требовательного и покоряющего образования. Например, тема третьего, E-dur-ного этюда доставила бы автору славу лучших песенных собраний Шумана и при более общих и умеренных разрешениях. Но нет! Для Шопена эта мелодия была представительницей действительности, за ней стоял какой-то реальный образ или случай (однажды, когда его любимый ученик играл эту вещь, Шопен поднял вверху сжатые руки с восклицанием: "О, моя родина!"), и вот, умножая до изнеможения проходящие и модуляции, приходилось до последнего полутона перебирать секунды и терции среднего голоса, чтобы остаться верным всем журчаньям и переливам этой подмывающей темы, этого прообраза, чтобы не уклониться от правды. Или в gis-moll-ном, восемнадцатом этюде в терцию с зимней дорогой (это содержание чаще приписывают С-dur-ному этюду, седьмому) настроение, подобное элегизму Шуберта, могло быть достигнуто с меньшими затратами. Но нет! Выраженью подлежало не только нырянье по ухабам саней, но стрелу пути все время перечеркивали вкось плывущие белые хлопья, а под другим углом пересекал свинцовый черный горизонт, и этот кропотливый узор разлуки мог передать только такой, хроматически мелькающий с пропаданьями, омертвело звенящий, замирающий минор. Или в баркароле впечатление, сходное с "Песнью венецианского гондольера" Мендельсона, можно было получить более скромными средствами, и тогда именно это была бы та поэтическая приблизительность, которую обычно связываешь с такими заглавиями. Но нет! Маслянисто круглились и разбегались огни набережной в черной выгибающейся воде, сталкивались волны, люди, речи и лодки, и для того, чтобы это запечатлеть, сама баркарола вся, как есть, со всеми твоими арпеджиями, трелями и форшлагами, должна была, как цельный бассейн, ходить вверх и вниз, и взлетать, и шлепаться на своем органном пункте, глухо оглашаемая мажорно минорными содроганиями своей гармонической стихии. Всегда перед глазами души (а это и есть слух) какая-то модель, к которой надо приблизиться, вслушиваясь, совершенствуясь и отбирая. Оттого такой стук капель в Des-dur-ной прелюдии, оттого наскакивает кавалерийский эскадрон эстрады на слушателя в As-dur-ном полонезе, оттого низвергаются водопады на горную дорогу в последней части h-moll-ной сонаты, оттого нечаянно распахивается окно в усадьбе во время ночной бури в середине тихого и безмятежного F-dur-ного ноктюрна.
-
- Всего сообщений: 29
- Зарегистрирован: 07.12.2010
Re: Шопен в поэзии
3. Шопен ездил, концертировал, полжизни прожил в Париже. Его многие знали. О нем есть свидетельства таких выдающихся людей, как Генрих Гейне, Шуман, Жорж Санд, Делакруа, Лист и Берлиоз. В этих отзывах много ценного, но еще больше разговоров об ундинах, эоловых арфах и влюбленных пери, которые должны дать нам представление о сочинениях Шопена, манере его игры, его облике и характере. До чего превратно и несообразно выражает подчас свои восторги человечество! Всего меньше русалок и саламандр было в этом человеке, и, наоборот, сплошным роем романтических мотыльков и эльфов кишели вокруг него великосветские гостиные, когда, поднимаясь из-за рояля, он проходил через их расступающийся строй, феноменально определенный, гениальный, сдержанно-насмешливый и до смерти утомленный писанием по ночам и дневными занятиями с учениками. Говорят, что часто после таких вечеров, чтобы вывести общество из оцепенения, в которое его погружали эти импровизации, Шопен незаметно прокрадывался в переднюю к какому-нибудь зеркалу, приводил в беспорядок галстук и волосы и, вернувшись в гостиную с измененной внешностью, начинал изображать смешные номера с текстом своего сочинения - знатного английского путешественника, восторженную парижанку, бедного старика еврея. Очевидно, большой трагический дар немыслим без чувства объективности, а чувство объективности не обходится без мимической жилки. Замечательно, что куда ни уводит нас Шопен и что нам ни показывает, мы всегда отдаемся его вымыслам без насилия над чувством уместности, без умственной неловкости. Все его бури и драмы близко касаются нас, они могут случиться в век железных дорог и телеграфа. Даже когда в фантазии, части полонезов и в балладах выступает мир легендарный, сюжетно отчасти связанный с Мицкевичем и Словацким, то и тут нити какого-то правдоподобия протягиваются от него к современному человеку. Это рыцарские преданья в обработке Мишле или Пушкина, а не косматая голоногая сказка в рогатом шлеме. Особенно велика печать этой серьезности на самом шопеновском в Шопене - на его этюдах. Этюды Шопена, названные техническими руководствами, скорее изучения, чем учебники. Это музыкально изложенные исследования по теории детства и отдельные главы фортепианного введения к смерти (поразительно, что половину из них писал человек двадцати лет), и они скорее обучают истории, строению вселенной и еще чему бы то ни было более далекому и общему, чем игре на рояле. Значение Шопена шире музыки. Его деятельность кажется нам ее вторичным открытием. 1945
-
- Всего сообщений: 29
- Зарегистрирован: 07.12.2010
Re: Шопен в поэзии
У меня Пастернак - один из самых-самых любимых поэтов. Так что еще несколько его высказываний, близких к теме)БАЛЛАДА Бывает, курьером на борзомРасскачется сердце, и точноОтрывистость азбуки морзе,Черты твои в зеркале срочны.Поэт или просто глашатай,Герольд или просто поэт,В груди твоей - топот лошадныйИ сжатость огней и ночных эстафет.Кому сегодня шутится?Кому кого жалеть?С платка текла распутица,И к ливню липла плеть.Был ветер заперт наглухоИ штемпеля влеплял,Как оплеухи наглости,Шалея, конь в поля.Бряцал мундштук закушенный,Врывалась в ночь лука,Конь оглушал заушинойРаскаты большака.Не видно ни зги, но затем в отдаленьиДвиженье: лакей со свечой в колпаке.Мельчая, коптят тополя, и аллеяУходит за пчельник, истлев вдалеке.Салфетки белей алебастр балюстрады.Похоже, огромный, как тень, брадобрейМокает в пруды дерева и оградыИ звякает бритвой об рант галерей.Bпустите, мне надо видеть графа.Bы спросите, кто я? Здесь жил органист.Он лег в мою жизнь пятеричной оправойКлючей и регистров. Он уши зарницКрюками прибил к проводам телеграфа.Bы спросите, кто я? На розыск КайяфыОтвечу: путь мой был тернист.Летами тишь гробоваяСтояла, и поле отхлебывалоИз черных котлов, забываясь,Лапшу светоносного облака.А зимы другую основуСновали, и вот в этом крошевеЯ - черная точка дурногоВ валящихся хлопьях хорошего.Я - пар отстучавшего града, прохладойВ исходную высь воспаряющий. Я -Плодовая падаль, отдавшая садуВсе счеты по службе, всю сладость и яды,Чтоб, музыкой хлынув с дуги бытия,В приемную ринуться к вам без доклада.Я - мяч полногласья и яблоко лада.Bы знаете, кто мне закон и судья.Bпустите, мне надо видеть графа.О нем есть баллады. Он предупрежден.Я помню, как плакала мать, играв их,Как вздрагивал дом, обливаясь дождем.Позднее узнал я о мертвом Шопене.Но и до того, уже лет в шесть,Открылась мне сила такого сцепленья,Что можно подняться и землю унесть.Куда б утекли фонари околоткаС пролетками и мостовыми, когда бИх марево не было, как на колодку,Набито на гул колокольных октав?
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 11 Ответы
- 4081 Просмотры
-
Последнее сообщение SAU
-
- 0 Ответы
- 3868 Просмотры
-
Последнее сообщение Pavelskiy88
-
- 0 Ответы
- 4459 Просмотры
-
Последнее сообщение Pavelskiy88
-
- 0 Ответы
- 545 Просмотры
-
Последнее сообщение доммузыки
-
- 0 Ответы
- 4595 Просмотры
-
Последнее сообщение Pavelskiy88