СвиридовМузыка как судьба ( отрывки из книги)

Аватара пользователя
Автор темы
Динкал
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 24.12.2010
 Музыка как судьба ( отрывки из книги)

Сообщение Динкал »

Тетрадь 1972–1980 [58]О критиках Неправильно пишут о моем пристрастии к литературе или что я считаю литературу первой в иерархии искусств. Последнее — совсем чепуха.Я же пристрастен к слову (!!!), как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Литература же и ее собственные формы — это совсем иное. Многое мне в этом (в литературе собственно) чуждо. Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь.[59]***На свете было много людей знаменитых, особенно сконцентрировавших в себе зло и обладавших, притом, огромной, иногда прямо-таки беспутной властью для осуществления этого зла: Гитлер, Римские Цезари, Нерон, Калигула, Тиберий, Иван Грозный. Но много ли было людей активно добрых и обладавших властью творить добро? Много ли их в наше время? Много ли активно творящих добро, не по случаю или другим побуждениям, а по самому желанию творить именно доброе? ***«Там, где для созерцания прекрасного нужны знания, а не только духовное богатство или даже духовная культурность, там кончается искусство». Н. Н. Пунин «Аполлон» XI 1913 г. № 9[1] [60]***«Там, где наука заменяет живое отношение к явлениям мира, там нет и не было никогда искусства».Там же. ***Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным.24.VII.1975 г.[72]***Слышал по радио лекцию о «Классической» симфонии Прокофьева, читал Мансуров (дирижер). Все одно и то же: симфонизм — это новаторство, взрыв традиций. Все это очень льстит пропагандистам этой музыки, главным образом — дирижерам, которые, таким образом, считают себя причастными к великому.Никому не приходит в голову, что давно уже стары эти «взрывы» и они стали такими же тривиальными, как и тот благополучный симфонический стиль эпигонов Корсакова или Чайковского, в противовес коему и выдвигалось искусство Прокофьева.По всей вероятности, возврат к национальной традиции, не только в смысле интонационного языка, но и по существу, в смысле нравственно-этического содержания — вот истинное, новизна для нашего времени.Эклектизм (симфонический, главным образом) себя совсем изжил.[73] Песня. Синтез слова и музыки. Символическое искусство. Мелодия — символ, например, Марсельеза.[74]***Вся жизнь (видимая) — ложь, постоянная ложь. Все уже привыкли к этому. Мы живем, окруженные морем лжи. Дети и родители, мужья и жены, общества, континенты, целые народы живут в полной неправде. Отношения человеческие (видимые нами), государственные, деловые — ложь.Правда возникает лишь на особо большой глубине человеческих отношений, возникает редко и существует, как правило, короткий срок. Потому-то так ценна всякая правда, даже самая малая, т. е. касающаяся как бы малых дел. Правда существует в великом искусстве, но не во всяком искусстве, считающемся великим.В оценках (узаконенных как бы временем) тоже многое — неправда. Лживого искусства также очень много. Вот почему так воздействует искусство Рембрандта, Мусоргского, Шумана, Ван Гога, Достоевского, Шекспира и др. великих художников. Но не всё правда даже в этом великом искусстве, часто ее искажает, например, красота (эстетизм!), ремесленное начало искусства; например, у Баха много фальшивого, пустого искусства (фуги и др.). Есть неправда от позы художника, от самой неправды его души и от многих других причин.Вся эта мысль очень верная, трудно ее высказать мне, не хватает слов и, м.б., понимания всей глубины этой идеи, сейчас, ночью, пришедшей мне в голову, совсем не от дум об искусстве, а из размышления о человеческих отношениях.[80]Николаев. Цикл на слова Марины Цветаевой Безупречного вкуса, ни одной фальшивой, неверно взятой ноты, ни одной лишней ноты для украшения, нигде автор не показывает своего умения, не щеголяет мастерством

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Динкал
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 24.12.2010
 Re: Музыка как судьба ( отрывки из книги)

Сообщение Динкал »

[81]и т. д. Нет желания показаться (прослыть) Русским, в наше время это часто встречается. Это — Русское и по существу, и по духу, по самой природе. Редкое, счастливое совпадение Поэта и Композитора.Это не значит, что цикл Николаева, как бы полностью, соответствует Цветаевой в поэзии. Взятая лирика Цветаевой — совершенно своеобразная, изысканная в своей простоте, лирика без жеманства, за которой угадывается глубокая и страстная женская душа. Вот это удалось, мне кажется, в музыке Николаева.Здесь он поднялся до большой высоты, до подлинной поэзии. Правдивые, свежие интонации. Линия, идущая от Шумана с его циклом «Любовь и жизнь Женщины» на слова Шамиссо, этим истинно гениальным откровением пламенного немецкого романтизма. В качестве предтечи этого произведения назову также чудесный цикл Прокофьева «Пять стихотворений Анны Ахматовой». Цикл Николаева я осмелюсь поставить в ряд подобных произведений по красоте музыки, безупречности вкуса и глубине раскрытия женского характера. *** Слово и музыка, литература и музыка, музыкальное произведение может существовать только тогда, когда оно добавляет нечто к стихам или литературному сочинению. Иждивенчество: комиксы — вульгарный вкус и тон. За счет приспособления великого искусства для своих незначительных, мелких художественных задач.Неточная, очень неожиданная и оригинальная рифма, которую теперь во множестве употребляют современные поэты, от какового употребления она становится либо заезженной, либо вычурной.Эти свежие, оригинальные, но не вычурные, а какие-то внутренне оправданные рифмы.Это — настоящий, красивый, я бы сказал, изящный русский язык.Задача композитора совсем не в том, чтобы приписать мелодию, ноты к словам поэта.Здесь должно быть создано органичное соединение слова с музыкой.[82] В сущности, идеалом сочетания слова и музыки служит народная песня. Я имею в виду подлинную народную песню, а не многочисленные подделки, мещанский романс и пр.[86]Шостакович[2] Литературные привязанности: Гоголь, Пушкин, Чехов, Лев Толстой (статьи), Шекспир, словом — классика.Петербург-Ленинград — творческая тема: «Нос», 1-я симфония, 7-я симфония, 11—12-я симфонии. Любовь к городу — бытовая...

Аватара пользователя
Автор темы
Динкал
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 24.12.2010
 Re: Музыка как судьба ( отрывки из книги)

Сообщение Динкал »

[87]Возврат к классическому искусству после Модернизма, Шутов и т. д. Арлекинада не была ему чужда. Но это скорее сродни европейскому «шутовству» (Шекспир), а не «скоморошине». «Трагическая арлекинада».Чувство формы, Ленинград, его пригороды.Возвратил Искусство к Большой теме, взял центром его прежде всего — глубокое, общезначимое содержание.Вольнолюбивый Бетховен, «голландец», как он иногда называл его. Бетховен «Героической симфонии», Аппассионаты, Бетховен пламенного «Эгмонта».Особенно любил он один портрет Петра Ильича, висящий в одной из комнат Клинского музея (он называл этот портрет «после вчерашнего»),«Закрытый», всегда внутренне напряженный был человек. Редко я видел его говорящим открыто, просто, правдиво. В один из таких разговоров помню его слова: «Моя жизнь — это "одиночество на людях"».Хорошо помню, как играл ему некоторые свои вещи. Сонату для фортепиано[3] играл осенью 1944-го года в его квартире на Пушкарской. Прослушав, он сказал: «Юрий Васильевич, Вы достигли мастерства. Теперь все зависит от Вас!»Где играл Трио — не помню, что он говорил — тоже не помню, помню только, что хвалил. Спросил: «А Вас не смущает, что место перед концом (хорал) похоже на мое Трио?» Я сказал: «Я знаю, но мне это приятно!» Тогда он сказал: «Пусть будет так!»«Страну отцов» он очень любил. В Москве я играл ее в Секретариате, потом было обсуждение, он тоже выступал. Потом были какие-то другие дела, а к вечеру, прощаясь, он сказал: «Юрий Васильевич, спасибо! Благодаря Вам я провел сегодняшний день в атмосфере прекрасного».Получил я как-то деньги (большую сумму — тысяч шесть) в Комитете по делам искусств на Неглинке. Запечатанные пакеты положил в карманы, не стал проверять. Пошел сдать деньги на сберкнижку на Кузнецкий мост, как помнится. В каждой пачке оказался недохват одной, двух купюр. Потом как-то был у него и рассказал ему про это. Он говорит: «Со мною тоже это бывало (в этом месте), но не надо обращать внимания». Я говорю: «Я и не обращаю!»[88]Бернса[4] играл ему в квартире покойной Софьи Васильевны на Дмитровском переулке. Слушали Дм<итрий> Дм<итриевич> и Гликман И<саак> Д<авидович>[5], а Софья Вас<ильевна>[6] накрывала в соседней комнате к обеду.Я сыграл с удовольствием и ждал, что скажут. Рукопись осталась незакрытой, Дм<итрий> Дм<итриевич> взял последнюю страницу, закрыл ее и сказал: «Одна (песня) лучше другой. Пошли обедать!»Помню первое исполнение «Страны отцов» в Лен<ин-гра>де, в зале <им.> Глинки. Д<митрий>Д<митриевич> приехал, жил в «Европейской». После концерта пришли к нему в номер, он говорит: «Посидите, я сейчас». Мы остались втроем: Эльза[7], Гликман и я, а он побежал к Елисееву в магазин.Вернулся через 1/2 часа, нагруженный покупками, заняты были обе руки, а в карманах — вино. Сделали — пирушку. Когда я играл в Союзе Лен<инградских> комп<озито-ров> свою Стр<унную> симфонию[8], он выступил на обсуждении и говорил: «Свиридов — это наша надежда» и еще несколько раз так говорил.Выдвигая в Союз РСФСР, говорил: «Свиридов — это наша гордость». Вспоминаю, он рассказывал, что был на беседе с Пономаренко (после смерти Сталина назначен министром культуры), тот сказал ему: «Вы — наша национальная гордость». Он страшно был доволен, говорил об этом с чувством.Хорошо известно, что не тот человек патриот, кто кричит об этом на всех углах, а тот, кто любит свою Родину, свой народ, гордится им, верит в его могучие силы, тяжело переживает и возвышает свой голос против несовершенства жизни. Глубоко скорбит...Это большая традиция Русской общественной и художественной Мысли. Именно в таком смысле патриотами своего Отечества являлись Гоголь и Лев Толстой, Петр Ильич Чайковский и Мусоргский.Демократизм.Обращение к большой аудитории с большой и важной мыслью. [Искусство Шостаковича патетично.]

Аватара пользователя
Автор темы
Динкал
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 24.12.2010
 Re: Музыка как судьба ( отрывки из книги)

Сообщение Динкал »

[89]Ему был чужд какой бы то ни было вид музыкального снобизма, сознательного обращения к «избранной» аудитории.Такой вид искусства был ему чужд и вызывал у него ироническое отношение [он глубоко презирал. Это я говорю с полным основанием].Искусство, вдохновленное горячей любовью к людям и глубоким сочувствием к человеческому страданию.[К нему вполне можно отнести слова Мусоргского: «Искусство есть не цель, а средство для беседы с людьми».][Да здравствует человеческий гений, носитель правды и добра. Искусство Шостаковича никогда не умрет, бессмертно, ибо оно правдиво и прекрасно.]Он внес в искусство огромное общественное содержание....ибо никогда не умрет стремление человека к добру и правде.Если Советская музыка усилиями своих выдающихся творцов стала значительной частью современной музыкальной культуры;если она обладает своим характером, своим самобытным содержанием, которое она черпает в жизни нашего Советского народа;если она имеет, наконец, свой стиль, свои формы и свой, присущий ей богатый интонационный язык, то заслугу Шостаковича во всем этом невозможно переоценить, так она велика.Шостакович не пошел дальше по тенденции разрушения основ музыкального языка, мелодики, гармонии и формы.Он не только не пошел дальше...Он занялся созиданием, а не разрушением.Он воскресил большие формы классического музыкального искусства, вдохнул в них новое содержание, новую жизнь.Создал новые, присущие только ему формы, внеся тем самым вклад исторического значения в мировой музыкальный процесс.Гармонические завоевания Дебюсси, Стравинского и Берга, неоклассические стилизации Прокофьева и Стравинского, все было им освоено и переплавлено при огромной температуре в горниле Души. В результате появился его собственный совершенный неповторимый язык и стиль. По нескольким тактам музыки сразу скажешь: это Шостакович.[90] Музыка его остается здесь, на земле.Шостакович-композитор будет всегда жить. Его музыка звучит повсюду, можно сказать, что воздух над землей постоянно заполнен звуками его музыки. Но Д. Д. Шостакович-человек уходит от нас и сегодня мы прощаемся с ним.Много человек этот сказал хорошего людям, много принес он добра своей Родине. Он еще раз показал всему Миру, каких могучих, каких прекрасных людей рождает наш народ.Творчество Шостаковича означало в музыке совершенно новую эпоху.Мальчиком он был свидетелем Октябрьского переворота и всех последовавших событий с Петрограда.[Жизнь Шостаковича - это жизнь борца.]Говоря о его прекрасных человеческих качествах, я хотел бы прежде всего сказать о его непреклонном мужестве, вызывающем глубочайшее уважение. Мягкий, уступчивый, нерешительный подчас в бытовых делах - этот человек в главном своем, в сокровенной сущности своей был тверд как кремень. Его целеустремленность была ни с чем не сравнима. [Этот человек знал, что он делал, и понимал, кто он такой.]Глубочайшее уважение к человеческой культуре, ко всему сделанному человеком за свою историю, чем человек (он) украсил свою жизнь, сделал ее лучше, благороднее, чище. Ему был чужд нигилизм, малейшее...Не говоря уже о музыке, которой он, можно сказать, жил, познания его в которой были поистине энциклопедическими. Бетховен, Моцарт, Шопен, Бах, Чайковский [Мусоргский].Гоголь, Пушкин, Чехов, Лев Толстой - это было то, на чем он вырос и что носил в себе до конца дней своих.Он умел сделать послушной себе музыкальную материю. В его руках она оставалась всегда живой, он только придавал ей ту форму, которую считал необходимой.В лучших его сочинениях поражает красота и выразительность тематического материала, первое качество большого таланта, без которого немыслимо создание ничего истинно замечательного.Уже полвека существует Шостакович-композитор как общественное явление. К нему вполне можно отнести слова Мусоргского: «Искусство есть не цель, а средство для беседы с людьми»[9].

Аватара пользователя
Avensium
Всего сообщений: 20
Зарегистрирован: 14.12.2010
 Re: Музыка как судьба ( отрывки из книги)

Сообщение Avensium »

нашла в интернете аудиокнигу "Музыка как судьба"http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1625140

Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read:
Ещё смайлики…
   
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Лучшие книги о С. В. Р.
    Филимон » 28 дек 2010, 18:14 » в форуме Рахманинов
    11 Ответы
    1258 Просмотры
    Последнее сообщение delocrat
    02 янв 2012, 00:45
  • Где купить ноты, книги и записи?
    BSVC » 26 дек 2010, 17:03 » в форуме Бах
    17 Ответы
    3576 Просмотры
    Последнее сообщение terex12
    18 ноя 2014, 18:20
  • Сайты о Бетховене, закачки MP3, ноты, книги.
    Dion » 28 дек 2010, 12:12 » в форуме Другая музыка
    25 Ответы
    13858 Просмотры
    Последнее сообщение seodrug
    06 ноя 2012, 07:57
  • А какие книги читают любители классической музыки и оперы?
    X@nder » 14 дек 2010, 13:39 » в форуме О том, о сем
    78 Ответы
    4403 Просмотры
    Последнее сообщение karuselik
    23 апр 2013, 14:37
  • И.С.Бах "МУЗЫКА АДВЕНТА"
    Александр Белов » 30 дек 2010, 17:06 » в форуме Бах
    2 Ответы
    540 Просмотры
    Последнее сообщение vitos777
    31 дек 2010, 03:13