Фортепианная музыкаФортепиано или клавесин?

Музыка для фортепиано, клавесина, клавикорда и т.п.
Аватара пользователя
Intenter
Всего сообщений: 148
Зарегистрирован: 11.12.2010
 Re: Фортепиано или клавесин?

Сообщение Intenter »

Абсолютно справедливое высказывание, которое вполне может закрыть эту тему.

Реклама
Аватара пользователя
vitos777
Всего сообщений: 252
Зарегистрирован: 12.12.2010
 Re: Фортепиано или клавесин?

Сообщение vitos777 »

Во всем согласна с Виталием. Что касается крещендо и диминуендо, то и на рояле через это Баха не раскрыть. У него ступенчатая динамика, а не волнообразная. Вот насчет педали - так это как ее в Бахе брать. Если по романтическому принципу - плохо, нарушает стиль. Играть без педали тоже небольшой подвиг. На рояле, как на всяком инструменте, своя обертоновая система звучания, своя краска и без педали рояль в Бахе звучит сухо и принужденно. Педаль у Баха "жульническая", ее надо брать, когда не хватает рук, - на переходах. на басах и т.д. (это совет играющим). Баховская педаль не должна быть слышна. А что до инструментального диапазона - так Бах действительно писал для всех имеющихся тогда инструментов. Наверняка принял бы современные! Я слышала совершенно замечательное исполнение баховских пьес из Анны Магдалены на карильонах в Каунасе, исполнял известный и очень мною любимый литовский композитор Гедрюс Купрявичюс. А недавно я получила в его исполнении на синтезаторе (у него инструмент уникальный, с огромными возможностями) все Искусство фуги. Великолепно! Дальше. Вспоминая Леонхардта, не забывайте его партнера - по баховским инструментальным сонатам, например,- флейтиста и уникального дирижера Франца Брюггена (хотя разговор и клавирный, просто хочется, чтобы Брюггена слушали). И под конец - общий привет от вышеупомянутых старушек. Ну не все мы коленопреклоняемся перед Басковым, честное слово!

Аватара пользователя
Zonus
Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 31.08.2011
 Re: Фортепиано или клавесин?

Сообщение Zonus »

А я читал, что Бах очень любил клавикорд и лютневый клавир )))

Аватара пользователя
Intenter
Всего сообщений: 148
Зарегистрирован: 11.12.2010
 Re: Фортепиано или клавесин?

Сообщение Intenter »

Широко известно, что Бах недолюбливал клавесин. Меня, непрофессионала, интересует другой аспект. Я читал, что первые модели фортепиано были изобретены в 10-х гг. XVIII века, кажется, Бартоломео Христофори, и Бах стал чуть ли не первым их "испытателем". Следовательно, он мог предугадать эволюцию этого инструмента и, возможно, "предслышать" могучей внутренней интуицией его звучание. С другой стороны, как справедливо пишет Г. Гульд в статье "Искусство фуги", "крайне сомнительно, что Бах иначе ощущал бы свое время, если бы набор его домашних инструментов обогатился самой последней моделью рояля г-на Стейнвея - с ускоренной отдачей". Эта мысль справедлива, однако у меня все равно вопрос к друзьям-профессионалам: а как звучали те самые беспедальные пианино Зильбермана, которые испытывал Бах и недостатки которых отмечал, и могло ли их звучание дать ему пищу для размышлений о принципиально новом инструменте, до полноценного появления которого он, к сожалению, не дожил?

Аватара пользователя
Intenter
Всего сообщений: 148
Зарегистрирован: 11.12.2010
 Re: Фортепиано или клавесин?

Сообщение Intenter »

Ну вот, кажется, я и сам нашел ответ на свой вопрос в книге Г. Шонберга "Великие пианисты". Привожу наиболее интересные отрывки: "Инструменты Зильбермана были знакомы Иоганну Себастьяну Баху. Возможно, что Бах пробовал их, когда посетил Дрезден в 1736 году. Бах сказал что-то о приятном звучании, слабом верхнем регистре и слишком тугих клавишах." Далее: "По прошествии нескольких лет Зильберман усовершенствовал фортепиано в соотвествии с замечаниями Баха, признав его правоту. По крайней мере, так он сообщил Агриколе; последний записал, что когда Баху случилось попробовать усовершенствованный инструмент, то он был вполне удовлетворен". Далее: "В 1747 году у Фридриха Великого было 15 фортепиано Зильбермана. Вечером, когда Бах приехал, король ждал его и тотчас увлек к инструментам, даже не дав сменить дорожное платье. Он предложил Баху тему для импровизации. Бах заиграл с таким совершенством, что "не только его величество не скрывали своего удовлетворения, но и все остальные присутствующие были поражены". Далее: "Но Иоганн Себастьян не был пианистом. Он был мастером игры на клавесине и клавикорде, поэтому на фортепиано Зильбермана он играл, конечно, с клавесинным туше. Безусловно, фортепиано в 1747 году было далеко не таким, как сегодня, имея гораздо более слабый звук и легкую клавиатуру. Тем не менее, диапазон его динамических градаций превосходил все, что было достижимо ранее, однако, чтобы полностью использовать его возможности, нужен был не Бах. Стиль игры Баха, естественно, был сформирован в его молодые годы. Но фортепиано появилось слишком поздно для него, так же как для Генделя и Скарлатти. Клавесин, клавикорд, орган - вот главные инструменты этих трех титанов". Но как бы то ни было, фортепиано уже существовало при Бахе, и он даже играл на нем. После этого мнение, что Баха нельзя играть на рояле, should be put to rest, выражаясь английским языком.

Аватара пользователя
BobaN
Всего сообщений: 10
Зарегистрирован: 05.03.2011
 Re: Фортепиано или клавесин?

Сообщение BobaN »

Очень интересно....я тоже думаю,про Бах хотя бы немного,но проецировал произведения для исполнения на фортепиано. правда,я так сама думала,но вот по документам еще раз убедилась в этом))

Аватара пользователя
boriskov
Всего сообщений: 160
Зарегистрирован: 09.12.2010
 Re: Фортепиано или клавесин?

Сообщение boriskov »

Я всё таки склоняюсь к клавесину. Фп. исключение пожалуй только Г.Гульд, и то сколько он "колдовал" над роялем чтобы добиться опять же "клавесинного" звука

Аватара пользователя
vitos777
Всего сообщений: 252
Зарегистрирован: 12.12.2010
 Re: Фортепиано или клавесин?

Сообщение vitos777 »

Мне кажется, что Гульд добивался все-таки фортепианного звука, да и не добивался, а просто им играл. Но у фортепиано может быть самый разный звук. Вообще никто из великих не шел ни на какие уподобления. Когда у Ландовской рычит клавесин, это не потому что ей хотелось органа, а потому, что ей хотелось, чтобы рычал клавесин. И Бах же писал очень часто одно и то же для разных инструментов, т.е. для разных вариантов исполнения.

Аватара пользователя
sbsant
Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 24.06.2012
 Re: Фортепиано или клавесин?

Сообщение sbsant »

Насколько мне известно,во времена Баха с инструментом особо не привередничали-что под руками было,на том и играли.У меня есть запись клавирных токкат в органном исполнении.ОЧЕНЬ даже убедительно.

Аватара пользователя
boriskov
Всего сообщений: 160
Зарегистрирован: 09.12.2010
 Re: Фортепиано или клавесин?

Сообщение boriskov »

Да,и Бах здорово умел приспосабливаться.Бытует мнение, что раньше инструменты были "плохого" качества, или т.н. не такие совершенные как сейчас. Это очень забавно по моему...

Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read:
Ещё смайлики…
   
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение