БахСтрасти по Матфею.

Аватара пользователя
Автор темы
Маркк
Всего сообщений: 2
Зарегистрирован: 22.12.2010
 Страсти по Матфею.

Сообщение Маркк »

Хочется узнать про зто произведение всю информацию.Поделитесь пожалуйста!.

Реклама
Аватара пользователя
nikan
Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 24.12.2010
 Re: Страсти по Матфею.

Сообщение nikan »

его исполняют очень редко.партитуру нашёл Мендельсон.

Аватара пользователя
Archi
Всего сообщений: 11
Зарегистрирован: 24.12.2010
 Re: Страсти по Матфею.

Сообщение Archi »

Жанр пассиона восходит к IV веку в связи с традицией чтения Евангелия на Страстной неделе. Они читались псалмодированием, выделялись действующие лица. Позже стали включать и хоровое пение. В эпоху Возрождения сольное пение вообще исключили. Параллельно существовало народное чтение Евангелия в виде драм. сцены. Здесь были роли Учителя, учеников, предателей. Изображались сцены шествия на Голгофу, предательства, суда, казни. Действие сопровождалось специально сочиненной музыкой. Пассионы получили наиболее широкое распространение в немецком протестантском искусстве. Особую роль играли протестантские хоралы. В XVII-XVIII вв в прот. хоралы проникают оперные арии и речитативы, усложняется партия оркестра, создаются либретто. Страсти покидают церковь. Творчество Баха - последняя могучая кульминация в истории жанра пассиона.Бах сам разрабатывал план и композицию "Страстей". Либретист Пикандер придавал произведению литературно законченный вид. Герои баховского пассиона предстают живыми людьми, и сцены лишены наигранности. Сказание приобретает характер грандиозной эпопеи, в которой представлены столкновение различных борющихся групп, скорбь народа, великий подвиг героя. Пассион в соответствии с протест. традидициями писался на немецком языке. Бах использует 2 4-голосных хора (каждый со своими солистами и органом), что создавало эффект пространственности. Оркестр: виола da gamba, гобой da paccia, гобой d'amour, орган.Рассказ ведется от лица евангелиста, но его речь переодически прерывается репликами героев или народа, иногда развитие останавливается, чтобы дать выход накопившемуся чувству. Это придает пассиону живое действие и драматизирует произведение. Кроме псалмодирования Бах использует и оперные речитативы - secco и accompagnato. Так Бах раскрывает не только смысл, но и эмоциональное содержание текста.Подобно многим современникам Бах вводит в пассион и арии различных назначений. Он строил арии не на контрасте, а на постепенном развитии действия и чувств. Арии с предшествующими им речитативами accompagnato, с которыми они связаны с помощью оркестровой темы, напоминают малый цикл (импровизированная прелюдия строгая фуга).Важное место занимает хор. Монументальные хоровые произведения в начале, середине и конце "Страстей" служат как бы "опорой" всему произведению. Они воспроизводят коллективные реплики действующтх лиц, напоминают живые сцены.Немаловажную роль играет оркестр. Бах использует выразительность и общего звучания оркестра, и выразительность отдельных тембров. Он активно использует и изобразительные функции (свист бичей - №41, разбушевавшаяся стихия - №33, слезы - №12).Протестантские хоралы, использованные Бахом, расставляют драматургические акценты, а так же являются лирическими откликами на происходящее. Хоралы определяют просветленно-возвышенную атмосферу трагедии. Бах давал одним и тем же хоралам разное тонально-гармоническое толкование, тем самым придавая им индивидуальные черты.В пассионе 78 номеров. Все они делятся на 3 драматургических плана: повествование, драма, лирика, которые тесно сплетаются и дополняют друг друга.

Аватара пользователя
Archi
Всего сообщений: 11
Зарегистрирован: 24.12.2010
 Re: Страсти по Матфею.

Сообщение Archi »

Действие пассиона делится на 2 части:1) 35 номеров - предательство Иуды и пленение Христа2) 43 номера - страдания и смерть Христа.№1. Вступление. e-moll. Самый драматический момент. Шествие на Голгофу. Сцена представляет собой действие с присутствием многоликой толпы, выражающей сострадание, упрек, недоумение. Бах использует 3 хора. Основная тема звучит в оркестре. В басу органный пункт тоники в ритме сарабанды - непреклонность и бесстрастность судьбы. Мелодия насыщена хроматизмами passus durusculus, проходящими в разных голосах - страдания. Гармонические задержания придают особую остроту. Потом в низу появляется восходящее движение anabasis, говоря о будущем вознесении на небеса.Далее тема переходит к 1му хору "Придите, дочери, и плачьте". Вступают сначала сопрано. Мелодия становится все шире. Появляется крестообразное движение crucefixus, предвосхищающее страдания. Дальше вступают альты, звучащие мягко и горестно. Басы дублируют орк. партию, звучат отдаленные суровые реплики. Это напоминает экпозицию фуги.2й хор "Кого? Как?" напоминает живую зарисовку. Раздаются короткие возгласы, происходит дробление основного мотива.3й хор детский. "О, невинный Агнец Божий" - простая и светлая тема.Так достигается монументальное звучание. В развитии происходит смена тональностей, возникае мажорность, но светлая звучность длится недолго.Реприза проходит в сумрачно a-moll-е, в низком регистре, потом возвращается в основную тональность. В конце воцаряется просветленный мажор.

Аватара пользователя
Archi
Всего сообщений: 11
Зарегистрирован: 24.12.2010
 Re: Страсти по Матфею.

Сообщение Archi »

1й раздел повествует о заговоре первосвященников.№2. Речитатив Евангелиста. Введение в действие.№3. Речитатив Иисуса, предсказывающего свое скорое распятие.Появляется хор, представляющий обобщенные чувства. Хор выражает сострадание к герою, спарашивает, в чем его вина.№4. Речитатив Евангелиста. Рассказ о заговоре первосвященников.№5. Хор первосвященников "Только не в праздник, чтобы не сделалось возмущение".№6. Описание Евангелистом сцены Иисуса с учениками.№7. Хор, вторгающийся в монолог. Ученики упрекают благочестивую женщину, омывающую голову Христа благовонной водой: "Зачем такая трата?"№8 схож с №3. Христос объясняет, что этот обряд ему служит как погребальный. Снова возвращается мысль о близкой смерти.№№9-10. Речитатив "Когда ученики твои так вздорно спорят..." и ария "Покаяние и раскаяние разбили грешное сердце..." альта - то воплощенные чувства страданий. В основе речитатива широкая распевная мелодия, создающая ощущение живой речи. Ария fis-moll выражает глубокую, но сдержанную скорбь, которую подчеркивает обилие хроматизмов, но сдерживает аккомпонемент на покачивающихся терциях и строгость построения. У флейты звучит выразительный мотив вздоха. В середине появляются более светлые краски, но потом они снова меркнут, чувство приобретает 'большую сдержанность.№11. Речитатив Евангелиста и Иуды. Тема предательства. Этот эпизод обостряет конфликт.№12. Ария сопрано "Кровоточи же, сердце" h-moll. Оплакивание Христа. Более экспрессивна, чем ария альта. Она написана в 3-частной форме da capo. Мотив взоха (крест) подчеркнут синкопой. Преобладает нисходящее движение, выразительные паузы обрывают голос на полуслове. Ниспадающие терции у флейты и скрипки напоминают капли слез. Постепенно экспрессия обостряется. Хроматизнымы усиливают тяготения, исчезают паузы, мелодия приходит к кульминации, имеющей 2 точки, что делает ее "объемной".Эта ария завершает и обобщает 1й раздел пассиона.

Аватара пользователя
Archi
Всего сообщений: 11
Зарегистрирован: 24.12.2010
 Re: Страсти по Матфею.

Сообщение Archi »

2й раздел (№№ 13-23). "Тайная вечеря". Предчувствие скорби и страданий. Речитатив Иисуса. Звучит спокойное повествование, но оно прерывается резким возгласом: "Один из вас предаст меня!" В ответ звучит хор учеников в виде канона. Тема проводится 11 раз (Иуда молчит). Завершает эпизод хорал "Это я, кто должен каяться", имеющий напряженное звучание.3й раздел (№№ 24-31). Сцена в Гефсиманском саду.Включает в себя речит. Иисуса, Евангелиста, речит. и арию тенора, баса. Внимание сосредотачивается на веутреннем мире Христа-человека.№25. Речитатив тенора "О, боль! Дрожит измученное сердце!" f-moll. Реплики отрывисты, взволнованы, диссонанс дает напряженное звучание, мотив вздоха остро звучит у гобоя и флейты, остинатный органный пункт придает ощущение тревоги, страха. Речит. драматизируется включениями хора, которые интонируют мелодию хорала (предопределение).Речитатив подводит к арии №26 "Я хочу бодрствовать с моим Иисусом" c-moll. Начинается с орк. вступления. Мелодия гобоя печальна, но восходящие интонации предвещают искупление и свет. Мелодия драматизируется, интонации становятся острее, в басу появляется резкая пауза tmesis - страх, смятение. В вокальную партию включаются реплики хора (ученики). Появляется покачивающийся ритм колыбельной. Ученики засыпают. Ария завершается орк. проведением, подчеркивающим стройность композиции.

Аватара пользователя
Archi
Всего сообщений: 11
Зарегистрирован: 24.12.2010
 Re: Страсти по Матфею.

Сообщение Archi »

4й раздел (№№ 32-44). Пленение Иисуса.№33 Дуэт и двойной хор "Мой Иисус пленен. Луна и Солнце от скорби закатились" e-moll. Вступает оркестр, излагая основную тему, основанную на малосекундовых интонациях-вздохах, задержаниях, выражающих страдание и скорбь.Сопрано и альт вступают имитационно. В оркестре появляется тема слез. Драматизм усиливается короткими гневными репликами хора, тема которого так же развивается имитационно. Номер достигает большой драматической силы.5й раздел (№№ 45-48). Сцена отречения Петра.№47. Ария альта "Сжалься надо мной!". В символике эпохи альт связан с образом покаяния. Эта ария одна из самых популярных. Она открывается орк. вступлением. У струнных звучит широкая печальная мелодия с секундовыми и нисходящими интонациями (рыдания) на фоне триольного сопровождения (безысходность). Тему продолжает голос, сливаясь в выразительный дуэт со скрипкой. Тональный план постоянно менятся. Тема непрерывно развивается на протяжении 2х частей арии и приводит к хоралу №48, чувства в котором выражены более сдержанно и строго.6й раздел (№№ 64-72). Осуждение, шествие на Голгофу, крестные муки, смерть.1я сцена имеет ярковыраженный театральный характер. Речитатив Евангелиста, реплики Пилата, народа, освобождающего Варравана и приговорившего Иисуса к распятию. Мелодия буквально "изломана" крестами, требования народа звучат в виде фугатто во всех голосах, что усиливает драматизм.7й раздел. Снятие с креста.Здесь нет ярких контрастов. Музыка выражает обобщенные чувства.№78. Хор "Спокойно и сладко спи". Здесь слышится и скорбь, и утешение, и надежда, и слезы, и страдания на фоне равномерного ритма колыбельной. Бах дает постоянные смены минора-мажора (погребение и последующее воскресенье). Последний номер овеян образами надежды.

Аватара пользователя
smax0
Всего сообщений: 18
Зарегистрирован: 05.01.2011
 Re: Страсти по Матфею.

Сообщение smax0 »

Каждая из трёх драматургических линий получает развитие и приходит к своей кульминации. Полифоничность мышления Баха обусловливает несовпадение этих кульминаций.Например, у эпического плана их две - "тихая" и "громкая". "Тихая" - № 71 (речитатив Евангелиста, где говорится о смерти Христа) и № 72 (хорал, выражающий смирение со смертью как с естественным законом бытия). А "громкая" - следующий за ней речитатив Евангелиста № 73, передаёт протест против насильственной смерти Христа как сына Бога, бурную реакцию всего мира, всей природы на произошедшее, при этом Бах использует яркие звукоизобразительные средства: противоположно направленные тираты, пассажи тридцатьвторыми, тремоло.Кульминация лирического плана - ария альта № 47, передающая раскаяние Петра (кстати, считается, что № 47 расположен в точке золотого сечения, это подчёркивает его особую роль). Но есть другая точка зрения, которая принадлежит Друскину: лирический центр - ария № 58, воплощающая смирение, чистоту, Божью любовь. К тому же ария № 58 занимает особое положение, она как бы "обрамлена" двумя хорами "Распни Его!", выражающими беспредельную жестокость толпы, за счёт этого достигается яркий контраст между образами жестокости и милосердия, любви.Кульминация драматического плана - хоры "Распни Его!".

Аватара пользователя
smax0
Всего сообщений: 18
Зарегистрирован: 05.01.2011
 Re: Страсти по Матфею.

Сообщение smax0 »

Кстати, о хорах. Те из них, которые не относятся к протестантским хоралам, можно разделить на 2 группы. Первая - так называемые хоры turbae, написанные на евангельские тексты. Они исполняются от имени участников событий (народа, первосвященников, учеников Христа). Хоры turbae вторгаются в повествование Евангелиста, оживляя развитие действия, вносят драматический элемент. Написаны сжато, лаконично. Бах использует энергичные мотивы и ритмы, полифонические приёмы, которые вносят активное начало. К хорам такого типа относятся хор учеников "Не я ли, Господи?", хор первосвященников "Только не в праздник...", упомянутый выше "Распни Его!"А вторая группа - мадригальные хоры, которые пишутся на стихотворные тексты, а не на евангельский (как и арии). Представляют собой глубокое лирико-философское обобщение, раскрывают чувства христиан всех времён, т.е. имеют трансвременной характер. Таковы хоры №1, №35, № 78. Все три хора трактуются по-разному. В первом и последнем картинно-изобразительное начало сочетается с философским осмыслением. А в №35, который делит композицию пополам, изобразительное начало отсутствует.

Аватара пользователя
smax0
Всего сообщений: 18
Зарегистрирован: 05.01.2011
 Re: Страсти по Матфею.

Сообщение smax0 »

А что касается тонально-гармонического толкования хоралов...В "Страстях" есть хорал, который проводится 5 раз. В первоначальном варианте он поётся на слова "О, чело, окровавленное и израненное", хотя в пассионах используются другие тексты. Этот хорал наиболее знаком немцам-лютеранам. Первый раз он звучит в №21, в тональности E-dur, на слова: "Узнай меня, мой хранитель, мой пастырь", сразу после слов Христа о воскресении, как надежда христиан на встречу с Христом. E-dur считается наиболее светлой и тёплой тональностью, в творчестве Баха символизирует воскресение.Второй раз хорал проводится в № 23 как реакция на пророчество об отречении Петра. Звучит на полтона ниже, в Es-dur, приобретает более объективную окраску. Чувство радости умеряется. Es-dur можно трактовать как призыв к духовному бодрствованию (вспоминается хоральная прелюдия из кантаты № 140: "Wachet auf..." в той же тональности.Третий раз - в № 53, в сцене суда над Иисусом, ещё на полтона ниже (D-dur). Передаёт реакцию христиан на смирение Христа. Понижение тональности знаменует необходимость этого смирения. К тому же D-dur в Мессе h-moll - тональность Божьей славы, в ней написаны номера Gloria, Et ressurexit и т.д.Четвёртый раз - № 63, сцена бичевания, в тональности d-moll, которая звучит проникновенно, оголённо, напряжённо. Впервые проводится в миноре (сочувствие), по тесситуре - выше (пронзительность боли).Пятое проведение хорала - № 72, это реакция на смерть Христа. Тональность a-moll звучит обнажённо. Тесситура самая низкая, на кварту ниже предыдущего проведения, это знаменует духовное опустошение. Напряжение снижается. Хорал заканчивается на неустойчивой гармонии, как ожидание, упование на Бога.

Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read:
Ещё смайлики…
   
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Страсти по Иоанну
    boriskov » 06 янв 2011, 17:13 » в форуме Бах
    1 Ответы
    472 Просмотры
    Последнее сообщение boriskov
    06 янв 2011, 17:13