Скрипичная и альтовая музыкаСкрипичные сонаты и партиты

Музыка для скрипки, альта, виол и т. п.
Аватара пользователя
vDore
Всего сообщений: 9
Зарегистрирован: 11.01.2011
 Re: Скрипичные сонаты и партиты

Сообщение vDore »

Ойстрах из сольных сонат записал только №1 g-moll BWV1001. По крайней мере, в каталоге его записей другого нет ;-(.А не знает ли кто, где можно найти записи сольного Баха в исполнении Энеску? (кроме Адажио из первой сонаты, оно есть, думаю, у многих). Ойстрах, кстати, считал эту запись лучшей. Действительно, очень самобытный скрипач!

Реклама
Аватара пользователя
Alexyz
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 17.01.2011
 Re: Скрипичные сонаты и партиты

Сообщение Alexyz »

А мне кажется, эта чаконна хорошо прозвучала бы в качестве балетной музыки.

Аватара пользователя
Intenter
Всего сообщений: 148
Зарегистрирован: 11.12.2010
 Re: Скрипичные сонаты и партиты

Сообщение Intenter »

Странная мысль, учитывая то, что глубоко религиозная музыка вряд ли совместима с некими "двигательными" действиями. Балет в церкви смотрелся бы очень авангардно.

Аватара пользователя
PapaCarlo
Всего сообщений: 30
Зарегистрирован: 18.12.2010
 Re: Скрипичные сонаты и партиты

Сообщение PapaCarlo »

Чакона не церковная музыка. Это вполне себе светская скрипичная партита.

Аватара пользователя
Intenter
Всего сообщений: 148
Зарегистрирован: 11.12.2010
 Re: Скрипичные сонаты и партиты

Сообщение Intenter »

У меня, значит, сложилось другое впечатление от cущности этого произведения. Понятно, что Бах не предназначал эти сочинения для исполнения в церкви, но одголоски церковности слышны несмотря ни на что. Например, один мой добрый приятель, замечательный знаток скрипичной музыки, слышит в Соль-минорной сонате обращение человека к Богу, что-то вроде молитвы, но не в католическом (грегорианские хоралы), а в протестантском варианте, когда "человек перед Богом не лишенная собственной сущности тварь, а все же субъект, обладающий свободой воли, если не могущий бросить Богу вызов, то, как минимум, осознающий себя как несущего бремя собственной, делаемой им судьбы и ответственности". Мое мнение совпадает с его. Возьмите, например, прелюдию из Ре-мажорной виолончельной сюиты, тоже вроде бы светского сочинения. Там с самого начала - через громко-тихо - имитируются звон колоколов и его эхо. А прелюдия Ре-минорной английской сюиты? Или До-диез-минорная фуга из ХТК-1, Фа-диез-минорная фуга из ХТК-2, Си-мажорная фуга оттуда же (в исполнении Рихтера) - здесь ли не уловить откровенных религиозных оттенков? Для Баха религия - это свет в окошке, поэтому так или иначе она проявляется в его "светских" произведениях, а не только в "Страстях по Матфею" или органной музыке. Я слышу ее в каждом втором произведении кантора, но у каждого человека свое восприятие.

Аватара пользователя
vDore
Всего сообщений: 9
Зарегистрирован: 11.01.2011
 Re: Скрипичные сонаты и партиты

Сообщение vDore »

Сонаты и партиты Бах написал именно для церкви!!! Евангельский сюжет не просто проходит красной нитью - он - главная идея этого цикла. Интересующиеся могут почитать Б.Яворского или Носину о символизме в Баховской музыке.Еще раз пишу - Цикл написан конкретно для протестантского обряда конфирмации. В Кетенский период у Баха небыло под рукой органа, а сопровождение церковных служб под скрипку было распространено в те времена в Германии.

Аватара пользователя
Автор темы
msk
Всего сообщений: 13
Зарегистрирован: 27.12.2010
 Re: Скрипичные сонаты и партиты

Сообщение msk »

Религиозность Баха бросается в глаза.Кто-то из умных людей сказал о нем, что он своей музыкой выразил дух протестантизма.Так что в этом смысле чуть ли не единственное исключение у него - это "Кофейная Кантата".А называть партиты для скрипки соло "вполне себе светской музычкой" я бы лично, извините, постеснялся...

Аватара пользователя
Intenter
Всего сообщений: 148
Зарегистрирован: 11.12.2010
 Re: Скрипичные сонаты и партиты

Сообщение Intenter »

Полностью согласен с двумя предыдущими высказываниями. Но кроме "Кофейной кантаты" можно найти еще ряд нерелигиозных произведений. К таковым, например, относятся "Каприччио на отъезд возлюбленного брата", одно из немногих сочинений, в котором прослеживаются личные переживания Баха (к числу этих немногих сочинений я бы еще добавил Прелюдию и Сарабанду из Ре-минорной виолончельной сюиты), почти все французские сюиты, некоторые прелюдии и фуги из "Хорошо темперированного клавира". Бах был настолько универсальным гением, что мог отобразить любые стороны духовной жизни человека.

Аватара пользователя
PapaCarlo
Всего сообщений: 30
Зарегистрирован: 18.12.2010
 Re: Скрипичные сонаты и партиты

Сообщение PapaCarlo »

Духовное наполнение музыки Баха я вовсе не отрицаю, но исполнение во время богослужения сарабанды, куранты или жиги (вполне светские танцы) - а именно они предваряют чаконну во 2 партите - для меня несколько странно. Хотя именно протестанты сейчас ведут службы в стиле блюз/соул и т.п. и не стесняются - вполне себе такие попсовые службы :))Просто я хотел сказать, что не ставлю знака равенства между духовным и церковным. Церковное - то что ограничено церковными обрядами и служит им, духовный - более широкое понятие, по сути ничем не ограниченное, как и музыка Баха (даже законами полифонии).В этом смысле, Страсти Баха - это именно духовная, а не церковная музыка.

Аватара пользователя
Intenter
Всего сообщений: 148
Зарегистрирован: 11.12.2010
 Re: Скрипичные сонаты и партиты

Сообщение Intenter »

Сольное скрипичное наследие Баха не ограничивается одной Чаконой, разумеется. Все его сонаты и партиты изумительны по глубине философского содержания и по силе эмоционального воздействия на слушателя. Бах добивается мощнейшей экспрессии минимальными средствами, заставляя звучать скрипку как целый симфонический оркестр. Для меня скрипичная музыка Баха - это прежде всего гениальная передача некой вселенской архитектурности, изображение высоких сводов небесного храма и сцен божественной жизни в нем. (Здесь мое мнение снова совпадает с видением моего знакомого.) Но я вижу в ней и молитвенную страстность человека, который не только смиренно кланяется Богу, но который способен смело, с достоинством взглянуть ему в глаза, самолично осознавая ценность своего пребывания на Земле.Существует множество замечательных исполнений скрипичных сонат и партит, и почти со всеми я в той или иной степени знаком. Как ни странно, мой конечный выбор падает не на Мильштейна или Шеринга, а на малоизвестную скрипачку Кристиану Эдингер (мне ее посоветовал замечательный знаток скрипичной музыки). Ее прочтение этих шедевров не просто изумительно, оно божественно во всех отношениях. Как правильно заметил один критик, Эдингер играет сонаты и партиты так, будто это последнее, что ей было суждено сыграть на Земле. На мой взгляд, именно ей удалось ярче всех осветить бездонность и бесконечность баховской космичности. Ее записи найти очень трудно, но если кто-то захочет познакомиться с ее гениальными и при этом незаслуженно малоизвестными интерпретациями величайших скрипичных сочинений, то я могу выслать их в личном порядке. Некоторые сонаты и партиты в ее исполнении я выкладываю на своей странице.

Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read:
Ещё смайлики…
   
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение