Скрипичные сонаты и партиты ⇐ Скрипичная и альтовая музыка
-
- Всего сообщений: 252
- Зарегистрирован: 12.12.2010
Re: Скрипичные сонаты и партиты
Бах весь религиозен - иначе и быть не может. Но это не обязательно торжественно-возвышенное состояние. Бах с Богом в близких отношениях, и иногда столько веселья и шутливости в их диалоге! Молиться можно любым способом, и Бах это знал. Есть такая история. В Средние века бывший циркач стал монахом. Ему отвели келью, монахи стали подглядывать, как он молится, и увидели, что он стоит на голове. Тогда ему сказали: "Что ты делаешь!" А он ответил: "Я всю жизнь был циркачом и хорошо умею делать только это. Вот я и говорю с Богом на том языке, которым владею лучше всего". Так и Бах - в любом звуке его речи, в любой сюите, в любом менуэтике - молитва, тет-а-тет с Богом. Наверное, он и карточные игры придумывал, не прерывая этого общения, и пиво пил, и сыновей рожал. А вопрос церковности или нецерковности - это вопрос жанра. Не стоит религиозность, молитвенность сводить только к нахождению в помещении церкви. Апостол сказал: "Непрерывно молитесь". А мы что, постоянно в церкви? И о конфессиональности. Неужели я, православный по вероисповеданию человек, исполняя Баха, привязываю его к какой-либо другой конфессии или притягиваю к своей? Думаю, главные моменты для человека любой конфессии - это когда приходит Сам Бог и все конфессии отступают. Это и происходит в музыке Баха.
-
- Всего сообщений: 148
- Зарегистрирован: 11.12.2010
Re: Скрипичные сонаты и партиты
"Неужели я, православный по вероисповеданию человек, исполняя Баха, привязываю его к какой-либо другой конфессии или притягиваю к своей? Думаю, главные моменты для человека любой конфессии - это когда приходит Сам Бог и все конфессии отступают. Это и происходит в музыке Баха". Все именно так, согласен с каждым словом. Термин "протестантизм" я использовал не потому, что представители только этой конфессии могут глубоко постигнуть творчество Баха, а потому, что некоторые (некоторые!) религиозные особенности протестантизма перекликаются с тем, что я слышу в музыке великого кантора.
-
- Всего сообщений: 9
- Зарегистрирован: 11.01.2011
-
- Всего сообщений: 148
- Зарегистрирован: 11.12.2010
Re: Скрипичные сонаты и партиты
Ленар, я часто ловил себя на мысли, что великолепие суждения есть прежде всего его справедливость. Вы упомянули сонаты и партиты в исполнении Энеску - к сожалению, это сейчас огромный раритет. Я сам охочусь за этими записями, но на CD они есть только в Амазоне. Вы, конечно, можете заплатить две тысячи за то, чтобы Вам привезли их оттуда, но лично в моем списке есть еще более "горящие" пластинки. )
-
- Всего сообщений: 9
- Зарегистрирован: 11.01.2011
Re: Скрипичные сонаты и партиты
Любое, даже гениальное суждение, на мой взгляд, несет в себе зерно спекулятивности. В большинстве случаев мы играем... Играем словами, понятиями...иногда несопоставимыми по своей "весомости", но красиво сочетающимися. Чем умнее, и при этом "циничнее" человек, тем эффектнее игра. (Ради бога не примите на свой счет - ваша искренность по отношению к Баховской музыке видна в каждом слове)Не рискую писать о Бахе, гениальность его творений - в музыкальном воплощении. Любые слова - это небольшой срезанный пласт из глубочайшего мира. В этом плане - "ремесленный" профессионализм - (артикуляция, принципы фразировки, интонирования, аспекты жанровой принадлежности и т.д.) - менее "опасны" для обсуждения. )))))))).Эдингер мне понравилась... во многом. Но некоторые вещи - темповые соотношения частей, артикуляция (точнее, разное артикулирование темы в голсах) в фуге, несколько смутили.
-
- Всего сообщений: 148
- Зарегистрирован: 11.12.2010
Re: Скрипичные сонаты и партиты
Боюсь, что ремесленный профессионализм мне не доступен, так что мы с Вами опасные игры затеяли. ))) Но вот Вы мне, Ленар, похоже, и нужны. Сегодня я выложу на своей странице самое важное для меня скрипичное произведение Баха, Партиту Ре минор, с Эдингер. Мне хотелось бы, чтобы Вы, будучи, как я понимаю, профессиональным музыкантом, оценили ее даже не столько ремесленно, сколько с точки зрения близости или не-близости ее исполнения Вашему духовному пониманию Вселенной Баха (если такое возможно, а то я слышал, что профессионалы вроде бы как не слышат этих вещей, что, конечно же, преувеличение). И, разумеется, поделились своим впечатлением от грандиозной Чаконы, которую она играет очень-очень медленно. Вот интересный вопрос: оправдана ли эта медленность или нет?
-
- Всего сообщений: 9
- Зарегистрирован: 11.01.2011
Re: Скрипичные сонаты и партиты
Жду с нетерпением)). У меня на странице любопытная запись Чаконы на лютне. Послушайте!
-
- Всего сообщений: 148
- Зарегистрирован: 11.12.2010
Re: Скрипичные сонаты и партиты
Все, Скрипичную партиту Ре минор я выложил. Со слезами на глазах сообщаю, что Чакона в исп. Эдингер длится 17 минут, поэтому (здесь, собственно, слезы и начинаются) мне пришлось ужать ее до качества, приемлемого лишь для ознакомления. Ладно, пусть будет хоть что-то.
-
- Всего сообщений: 9
- Зарегистрирован: 11.01.2011
Re: Скрипичные сонаты и партиты
Кстати, касательно Шеринга. Мне думается, его популярность в России связана с тем, что его записи были практически единственными, выпущенными в Союзе в свое время (видимо кто то посчитал их эталонными). Да, действительно качество исполнения очень достойное. Но, честно говоря, мне они удовольствия не доставляют. Как сказал в фильме "Искусство скрипки" Перльман: "Если ты слушаешь качественное исполнение, и не можешь определить, кто это играет, то это - Шеринг" (цитата примерная, помню только смысл). В данном случае я с ним согласен.Сталкивались ли вы с записью Сонаты До мажор Л.Когана (с концерта 1959 г. в зале Питерской филармонии). Я думаю, Бах был бы очень доволен, несмотря на отсутствие "стилизованности". Глубочайшая трактовка - воздействие даже через запись).Мне кажется, если музыкант действительно личность, он не будет "заморачиваться" на аутентизме, а искать, прежде всего, что он может сказать через Баховскую музыку людям. Да, конечно некоторые приемы барочного исполнительства делают эту музыку более "занимательной".Но все же Бах стоит вне времени и вне некоторых стилевых особенностей скрипичного исполнительства того времени. Хотя... Чакона для меня наиболее убедительна именно в исполнении Зейтенмайера (именно стилизованная)... или в фортепианной транскрипции Бузони))))В общем, думаю, развитие инструмента и техники исполнительства на скрипке шло именно от того, что скрипачей (да и композиторов) что то не устраивало в звучании инструмента. Можно пересесть на телегу и умиляться тому как она мило скрипит и трясется, а можно получать удовольствие от езды на "БМВ".Главное - как это воздействует на слушателя, а здесь основную роль играет все таки личность музыканта. Казальса, к примеру, я не променяю ни на одно из современных исполнений))
-
- Всего сообщений: 148
- Зарегистрирован: 11.12.2010
Re: Скрипичные сонаты и партиты
Уважаемый Ленар, а есть ли у Вас Чакона в исполнении Зейтенмайера? Было бы очень интересно послушать, если бы Вы сумели ее выложить. Что касается Шеринга, то я, разумеется, при всем уважении к личности Перльмана не могу с ним согласиться (эта цитата из фильма Монсенжона). Его исполнение Скрипичных сонат и партит кажется мне очень монументальной работой.Ну а в остальном полностью с Вами согласен, особенно со словами "Мне кажется, если музыкант действительно личность, он не будет "заморачиваться" на аутентизме, а искать, прежде всего, что он может сказать через Баховскую музыку людям. Да, конечно некоторые приемы барочного исполнительства делают эту музыку более "занимательной". Но все же Бах стоит вне времени и вне некоторых стилевых особенностей скрипичного исполнительства того времени." И не только скрипичного, заметьте.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 1 Ответы
- 767 Просмотры
-
Последнее сообщение newwand
-
- 11 Ответы
- 3071 Просмотры
-
Последнее сообщение SAU
-
- 54 Ответы
- 3692 Просмотры
-
Последнее сообщение boriskov
-
- 1 Ответы
- 2474 Просмотры
-
Последнее сообщение kalius
-
- 3 Ответы
- 798 Просмотры
-
Последнее сообщение promo_studio