Виолончельная и контрабасовая музыкаВиолончельные сюиты

Музыка для виолончели, контрабаса, других струнных басовых инструментов
Аватара пользователя
Автор темы
Intenter
Всего сообщений: 148
Зарегистрирован: 11.12.2010
 Re: Виолончельные сюиты

Сообщение Intenter »

Ну что ж, закажу диски с Иссерлисом в ближайшее время. Впрочем, уважаемый Леонид, Вы тоже можете, при желании, выложить его записи для иллюстрации, пусть даже некоторые.

Реклама
Аватара пользователя
ryaba
Всего сообщений: 91
Зарегистрирован: 11.12.2010
 Re: Виолончельные сюиты

Сообщение ryaba »

Не напрасно Мстислав Ростропович за долгое время своей артистической карьеры считался виолончелистом № 1 в мире. Так было сказано в одной телевизионной передаче, правда, давно. Мне представляется, что в своих интерпретациях сюит Мстислав Леопольдович пошел по пути музыкальной мысли, открытым и проложенным Пабло Казальсом, конечно, привнеся много своего, индивидуального. При осмыслении сюит аналогия с природными силами тоже сильно хромает. Да, наверное, невозможно описать их сославшись лишь на одно явление или понятие. Слишком богат и разнообразен поток гениальной баховской мысли. Однако, это - никак не спокойное течение, которое "уносит", если не сказать "сносит"....Спасибо Виталию за то, что он пробудил интерес к этим непростым для восприятия, но очень богатым по содержанию произведениям.

Аватара пользователя
vitos777
Всего сообщений: 252
Зарегистрирован: 12.12.2010
 Re: Виолончельные сюиты

Сообщение vitos777 »

Леонид, насчет Мессы я неточно выразилась - быстрее, чем то, что я слышала у Карла Рихтера, Караяна и еще в нескольких исполнениях, сейчас не вспомню, с кем.Да, есть еще с Петером Шрайером. Кстати, Арнонкур исполняет тоже медленнее, чем Брюгген. В отношении темпового или еще какого-либо предубеждения: я всегда настаиваю на том, чтобы приниматься слушать с очищенным от прежнего знания и открытым слухом (похоже, Вы так же ставите вопрос, и меня это радует). Поэтому в каждом варианте мне, как правило, удается находить свою ценность и для себя - свое удовольствие. Исполнение Брюггена мне очень нравится той легкостью и прозрачностью, которую дает небольшой звук и соответствующий ему темп. Месса у него слушается на одном дыхании. В других случаях мне нравится что-то другое или то же, но в другом варианте.Прошу прощения за не слишком компетентные высказывания про аутентизм. Просто я отметила фанатизм, который имеет место. Что есть замечательные музыканты - не сомневаюсь. Вокруг аутентизма наплелось очень много мифов - вот и все. Про Шкоду мне рассказывали знающие люди (по-моему, Дима Кравченко, который историю знает намного лучше меня), что он вместе с кем-то еще очень известным затеял эту игру на старых инструментах. Но сам он играет как играет. Сама я воспринимаю и аутентизм (то, что знаю), и не-аутентизм с равным приятием, если убедительно и естественно звучит.К этому разговору: в "Слушательском мастерстве" в микромотивной теме, я рассказала историю о том, как воспринял аутентическую игру актер Игорь Ясулович (была передача по "Культуре"). Советую прочитать. Это длинное выступление на стр.3, пост №46, его легко найти. Реакция Ясуловича очень точная, по-моему, и приведенный им пример из Пушкина очень убедителен.

Аватара пользователя
Автор темы
Intenter
Всего сообщений: 148
Зарегистрирован: 11.12.2010
 Re: Виолончельные сюиты

Сообщение Intenter »

Продолжая разговор о виолончельных сюитах Баха, хочу привести замечательную рецензию, написанную одним из пользователей Амазона, речь идет об исполнении Мориса Жендрона, разумеется. Она на английском языке, но переводить мне ее лень, особенно после тяжелой рабочей недели. Поэтому даю оригинал, кто знает, тот поймет. : - )"The cello is not my own instrument, so I am in the business of owning one or two good versions of the Bach suites, not the entire selection on offer. After reading a good deal of comment from those who know, or purport to know, the field more thoroughly, I'm forming the impression that whether by luck or by instinct the versions I have are as good as, and maybe better than, any others. The judgment of my own ears suggests that this is likely anyway. What counts as particularly good and recommendable for me is what I shall try to explain. My LP version for many years has been from Fournier - relaxed, urbane and thoughtful. I have seen his accounts characterised as being `romantic', and while he deploys a fair amount of expressive rhythmic inflexion I would not go quite so far in my own description. Bach's lyric gift was as romantic as Brahms's at times, but the cello suites do not show that side of him to any great extent, and no interpreter, however eminent, should try to express what is not really there. What the cello suites do contain is on the one hand pure abstract musical pattern-weaving in their preludes, and for the rest dance-music albeit of great beauty and dignity. It would be an outrage to treat these masterpieces roughly, but on the other hand there is a strong no-nonsense streak in Bach's personality and I take very favourably to the way Gendron suggests this. The very first prelude shows this characteristic right away (to ears attuned to Fournier), and in general Gendron is disposed to take the fast or fastish dance-pieces, (all except the sarabandes), a tad faster and the sarabandes on the other hand a trifle slower. This has an `authentic' ring to me. We do not know a lot about the composer other than his actual music, but there seems to be a fairly credible tradition that he had a predilection for brisk speeds. One way or the other, Gendron's way of going about these suites has a liveliness and vigour that appeals to me strongly. Another factor that counts enormously in this set's favour is the simply brilliant recorded quality - resonant, roomy, rich and as if the player were right there in one's presence. This would have been wasted on indifferent sound from the soloist, but no danger of that from Gendron. His tone is heavenly and it gets the recording it deserves and demands.

Аватара пользователя
Автор темы
Intenter
Всего сообщений: 148
Зарегистрирован: 11.12.2010
 Re: Виолончельные сюиты

Сообщение Intenter »

What a pleasure it is to be able to report a first-class liner-note for once. I refer to the English liner-note. In the finest EU mode there is a note in English, in German, in French and in Italian - but they are all different notes by different authors! The English offering, by Derek Jole, is well-written and informative, saving me the trouble of labouring through any of the others. He takes us through the early history of the cello, and it's worth giving a thumbnail summary of that here. The `serious' low string instrument in Bach's time had been the viola da gamba, but its lack of power and volume was becoming a problem, and various strange contraptions strutted their 15 minutes on the stage before taking a voyage down the waters of Lethe. The cello was already around but mainly as a dull continuo instrument left to duffers and amateurs. The stars were favourable, and Bach made the acquaintance of Christian Linike, was persuaded to write one or two suites, was encouraged by the result in performance, and went on to compose all six, getting more adventurous as he went along. Bach did not of course lose his innate conservatism, and except for the sixth suite the cello is confined to its lower registers, a treatment later replicated in the first cello sonata of Brahms (this point being predictably and comprehensively lost on Mr Peter Latham in his transcendentally unperceptive book on that composer). In #6 we hear a trace of one of the vanished oddities, a 5-stringed `cello piccolo'. The six suites are all to a common 6-movement format, a prelude followed by 5 dance numbers, always in the same sequence. The only variation is in the fifth movement, which is variously minuet, bourree or gavotte. A pleasant touch of imagination has been shown in the production by putting one example of each type on to each disc rather than following the numerical order. Composer and interpreter supply a certain amount more of that commodity in addition. These suites are great art, this is a great rendition in my view, and however strong the rest of the field is I suggest that this version should be a serious contender in anyone's selection."

Аватара пользователя
warbringer
Всего сообщений: 110
Зарегистрирован: 10.12.2010
 Re: Виолончельные сюиты

Сообщение warbringer »

Андрею Донцову"Не напрасно Мстислав Ростропович за долгое время своей артистической карьеры считался виолончелистом № 1 в мире. Так было сказано в одной телевизионной передаче, правда, давно."Подобный вопрос я уже задавал - кем считался, кто виолончелистов расставлял по этим рангам? Не понимаю. А кто был №2? Хотелось бы почитать этот "виолончельный Форбес".Вы никогда не задумывались, сколько сам Ростропович приложил стараний к тому, чтобы его "одна передача" объявила №1? Причем стараний далеко не только в игре на инструменте. Давайте все же не идти на поводу у недалеких журналистов, любящих слушать артистов не со сценического подиума, а со спортивного пьедестала.Поймите правильно - Ростропович - один из величайших музыкантов 20го века. Но - "один из". Были еще и Фурнье, был Жендрон, был Пятигорский, был Шафран, наконец. Я уж не говорю о более ранних Казальсе, Марешале, Фойермане. И списки эти далеко не полны. И Вы никогда никому не докажете, что у Ростроповича по сравнению со всеми ими есть какие-то преимущества. Давайте все же смотреть на вещи объективно.Что же касается интерпретаций сюит Баха - то это вообще отдельный разговор, настолько много вариантов трактовки допускает этот материал. Но так случилось, что подавляющее большинство виолончелистов 20го века пошли по пути Казальса, а не только Ростропович.Осмысление сюит - это обязанность исполнителя. Слушателю осмысление вряд ли необходимо. Но в любом случае - осмысление - это не аналогия с приролными силами и вообще не с чем-либо другим, а разбор формы, осмысление тональных планов, понимание того, как связаны между собой отдельные сюиты, почему и зачем Бах ведет нас из одной гармонии в другую, и что это могло означать для него как глубоко верующего немецкого жителя 18го века. Чем больше ответов для себя мы найдем на эти вопросы, тем осмысленнее будет наша интерпретация, и исполнительская, и слушательская. Причем ответы у разных исполнителей могут быть от разных до прямо противоположных. Это-то и называется - Искусство.

Аватара пользователя
Автор темы
Intenter
Всего сообщений: 148
Зарегистрирован: 11.12.2010
 Re: Виолончельные сюиты

Сообщение Intenter »

Разумеется, это так. В пианизме тоже часто приходится сталкиваться с фанатичными рихтерианцами, которые почти никого больше не воспринимают. Или гульдианцами - те еще хуже. "Один из" - единственно верный подход. Что касается осмыления, то эта материя крайне субъективна для любого субъекта. Человек в процессе своей познавательной деятельности размещает все явления в пространстве и во времени, сообщает им закономерность, причинно-следственные связи, однако все познаваемое человеком есть следствие его отдельно взятого сознания, поскольку пространство и время субъективны и являются продуктом восприятия субъекта. На любое мыслимое и сущее человек все равно накладывает свой личный контекст. Поэтому я не вижу смысла в спорах, каким именно должно быть осмысление. То, что уважаемый Андрей мыслит эти сочинения именно так, вовсе не значит, что он ничего в них не понимает. А кто-то мыслит их по-другому, и его стиль мышления тоже имеет право на то, чтобы считаться истинным в данном пространстве и времени. Не забывайте Канта: ОБЪЕКТИВНО существующий мир (вещь-в-себе), который при воздействии на человека вызывает у него ощущения, является непознаваемым и не находится в пространстве и времени.

Аватара пользователя
warbringer
Всего сообщений: 110
Зарегистрирован: 10.12.2010
 Re: Виолончельные сюиты

Сообщение warbringer »

The `serious' low string instrument in Bach's time had been the viola da gamba, but its lack of power and volume was becoming a problem, and various strange contraptions strutted their 15 minutes on the stage before taking a voyage down the waters of Lethe. The cello was already around but mainly as a dull continuo instrument left to duffers and amateurs. The stars were favourable, and Bach made the acquaintance of Christian Linike, was persuaded to write one or two suites, was encouraged by the result in performance, and went on to compose all six, getting more adventurous as he went along. Bach did not of course lose his innate conservatism, and except for the sixth suite the cello is confined to its lower registers, a treatment later replicated in the first cello sonata of Brahms (this point being predictably and comprehensively lost on Mr Peter Latham in his transcendentally unperceptive book on that composer). In #6 we hear a trace of one of the vanished oddities, a 5-stringed `cello piccolo'.Уважаемый Виталий... Лучше не верьте - эта точка зрения давно уже устарела. Да и история с Линике - откровенное выдавание возможного за действительное.Что касается виолончели-пикколо, там тоже не все так просто, ей-Богу.Короче, дайте срок, я постараюсь дать более квалифицированный комментарий, в смысле, с точки зрения современных знаний и достижений скрипичных мастеров.О самом Жендроне - дайте сроку, тоже расскажу, точнее его самого процитирую.

Аватара пользователя
Автор темы
Intenter
Всего сообщений: 148
Зарегистрирован: 11.12.2010
 Re: Виолончельные сюиты

Сообщение Intenter »

С удовольствием! Я всегда открыт для познания. К тому же, рецензия, о которой говорит и которую цитирует уважаемый рецензет, т. е. буклет, вложенный в комплект, пока что единственный источник информации для меня о виолончели и виоле де гамба того времени.

Аватара пользователя
warbringer
Всего сообщений: 110
Зарегистрирован: 10.12.2010
 Re: Виолончельные сюиты

Сообщение warbringer »

Если есть добрая душа, готовая перевести достаточно много текста с английского, я готов оцифровать и выслать текст комментария к последнему критическому изданию сюит, выпущенному издательством Бэренрайтер.Это издание 2000 года включает шесть!!! томов - по одному факсимиле каждого известного рукописного источника, а также сводный том, где все разночтения сведены в своеобразную партитуру, и еще - отдельная книга комментариев со всем, что касается истории жанра, истории создания, истории исполнения и т.д.....Это неоценимый материал!!!

Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read:
Ещё смайлики…
   
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Французские сюиты
    vistant » 11 янв 2011, 17:15 » в форуме Бах
    28 Ответы
    4740 Просмотры
    Последнее сообщение vistant
    14 янв 2011, 15:15