Месса си минор ⇐ Бах
-
Автор темыArchi
- Всего сообщений: 11
- Зарегистрирован: 24.12.2010
Месса си минор
Месса h-moll.Месса - это воскресная католическая служба, а так же праздничная служба. Тексты месс были канонизированны в начале христианской эпохи. Мессы исполняются на латыни и состоят из 5ти разделов, названных по первым словам молитв:I. Kyrie eleison (Господи, помилуй)II. Gloria (Слава)III. Credo (Верую)IV. Sanctus (Свят)V. Agnus Dei (Агнец Божий)Некоторые тексты молитв более развернуты. Композиторы могли расчленять, выделять в каждом разделе самостоятельные номера и таким образом самостоятельно расставлять смысловые акценты.Месса представляла собой обобщенное выражение мыслей и чувств многих поколений людей, заключенное в текстах молитв. Во всегда неизменном тексте сочетались такие чувства, как скорбь, надежда, покаяние, мольба о лучшей доле, вера во спасение. Месса стала жанром философским и лирическим одновременно.В истоках "григорианская" месса была строго одноголосной (исп. мужские голоса в унисон) и лежала на основе григорианских хоралов. В эпоху Возрождения у таких композиторов как Жоскена Депре, Палестрины появляются сложные многоярусные хоровые произведения, использующие различные инструменты. В XVIIв. месса испытала сильное влияние: в ней появляются арии и дуэты, развивается иструментальная партия, однако господствующее положение по-прежнему занимает хор, выражающий коллективные чувства молящихся."Страсти" и мессу h-moll роднят неизмеримая глубина философской лирики, воплощенная через духовный текст, монументальность масштабов и огромную эмоциональную силу. Но в "Страстях" есть сюжет, повествование, герои, в то время как в мессе друг за другом в строгом порядке идут молитвенные песнопения. В мессе используются только хоры, арии и дуэты, но здесь нет живых сцен, форм, сочетающих в себе соло и хор.Месса h-moll была создана Бахом в Лейпциге, в 1733 - 1738гг.Но при жизни Баха месса так и не была исполнена целиком. Только иногда на воскресных богослужениях Бах исполнял "Kyrie" или "Gloria".Части молитв Бах разбил на несколько номеров. Он свободно обращается с текстом, что привеодит к разрастанию структуры мессы до 24 номеров.Крупные размеры мессы, большой состав исполнителей, сложность и богатство музыкально-образного содержания говорят о том, переросла рамки церковного произведения. Утвердившись в концертном исполнении, она окончательно утратила связь с ритуалом.Мир образов мессы многогранен: Вера, скорбь, мужество, готовность к самопожертвованию, ликование и свет, раздумье, тихая и спокойная радость, торжество.В 24 номерах прослеживаются 3 образные сферы:1) страдание и скорбь (минор, нисходящие и ляментозные интонации, струнные иеструменты);2) ликование и прославление (можор, восходяшие интонации, медные духовые);3) светлое созерцание и разлумье (разные лады, солирующие тембры, плавные обороты, струнные и деревянные инструменты, прозрачная фактура).Сферы страдания и ликования проходят через все произведение, то сопоставляясь на расстоянии, то в рамках одного номера. Постепенно яркость контрастов усиливается. Сфера раздумья имеет связующее значение: она оттеняет, смягчает или подготавливает хоры и арии первых двух сфер.В драматургии мессы первостепенна роль хоров. Они приходятся на все начала и окончания разделов, на все вершины. Одно из важнейших драматургических средств Баха - контраст между хоровым и сольным звучанием, но и сами хоры различны: они могут быть как мощными и полнозвучными, так и камерными, прозрачными.Состав: большой смешанный хор, певцы-солисты, орган и оркестр ( 2 флейты, 3 гобоя, 2 гобоя d'amour, 2 фагота, 3 трубы, валторна, литавры, струнные). Бах так же использует различные тембровые контрасты оркестра.В мессе h-moll зарождается симфонизм: большая идея в основе произведения выявляется через контраст и противостояние, развитию свойственны логика и последовательность, контрастные начала взаимодействуют прямо и образуют связи на расстоянии.В мессе 2 тональных центра: h-moll и D-dur. H-moll выражает скорбь и мольбу, D-dur - лик
-
Автор темыArchi
- Всего сообщений: 11
- Зарегистрирован: 24.12.2010
Re: Месса си минор
ование, радость, созерцательное раздумье.I. Kyrie eleison.Это экспозиционное начало мессы. 1 и 3 - "Kyrie eleison" - крупные массивы, написаны в h-moll, выражают глубокую печаль. 2 - дуэт 2х сопрано, D-dur, светлое созерцание.II. Gloria. 4 и 11 - яркие праздничные хоры (продолжение 2й сферы), D-dur. 8 и 9 - продолжение 1й сферы. 6 - "Gratias" - гимнический хор III. Credo. 12 - григорианский хорал. 14 - дуэт. 15 - повествование о том, как Иисус принимает человеческий облик (сфера раздумья) 16 - "Crucefixus" (распят) - трагическая вершина мессы, e-moll. 17 - "Et resurexit" (воскрес) - празничный хор. 18 - ария, светлое умиротворение, A-dur. 19 - монументальный хор, fis-moll, суровая скорбь и неприклонность.IV. Sanctus. 20, 21 - "Sanctus", "Osanna" - праздничные хоры D-dur. 22 - "Benedictus" - лирическая ария h-moll.V. Agnus Dei. 23 - ария, лирическая, глубокая по содержанию, g-moll. 24 - "Donna nobis" (даруй нам мир) - светлый и спокойный хор, но полный внутренней уверенности и твердости, напоминает 6.Сама концепция мессы типична для баховской эпохи, но в ее богатом художественном содержании каждое поколение находит что-то свое. Месса имеет обечеловеческий характер и созвучна многим эпохам.I. Kyrie eleison (1-3) 1.Монументальная оркестрово-хоровая фуга.Хор открывается 4-тактным оркестровым вступлением. Скорбно произносятся слова молитвы. Голоса звучат вместе, но с различными интонациями. У сопрано мелодия отличается большой распевностью. Мелодия хроматизируется и приводит к гармонии ум септ-а. Потом в оркестре звучит catabasis (нисходящее движение, символизируещее скорбь или смерть). Завершает вступление хор, предвосхищающий следующую тему фуги.Тема фуги сначала проводится в оркестре. Звучит у деревянных духовых скорбно, декламационно, появляется интонация креста - crucefixus (символ страданий, крестных мук), которая постепенно расширяется, происходит хроматизация мелодии passus durusculus (cимвол страданий), далее - exclamatio (сетовая интонация, восклицание) - жалоба. Далее голоса опускаются. После развернутой интермедии тема звучит в басу.Затем вступает хор (сопрано, альт, тенор). После развернутой интермедии и погружения голосов в нижний регистр тема проходит у баса в сумрачных красках.В разработке тема и интермедия получают тональное развитие, которое приводит к скорбному образу в драматической кульминации. После интермедии тема звучит у струнных и деревянных в fis-moll, a-moll...Реприза начинается с проведения темы в басу. Это 2я волна развития. Далее мелодия постепенно поднимается. Развитие приводит к драматической и мужественно-волевой кульминации.
-
Автор темыArchi
- Всего сообщений: 11
- Зарегистрирован: 24.12.2010
Re: Месса си минор
II. Gloria (4-11)Открывается и закрывается большими хорами. 4. Хор D-dur, сфера ликования, праздничный характер.Открывается оркестровым вступлением. Оно звучит ярко, блестяще, легко у медных по звукам трезвучий, 3хдольная ритмика придает черты танцевальности. Далее стреттно вступает хор, образуя перекличку с оркестром.2я часть хора - фуга "На Земле - мир, в человеках - счастье". 5-голосных хор звучит более спокойно, основан на плавном движении, но присутствуют и широкие ходы, и радостные восклицания. Красочна и партия оркестра. В развитии звучность наполняется и приводит к ликующему заключению. 8. Хор "Qui tollis" - "Ты, принявший на себя грехи мира". Продолжение сферы скорби 1 и 3, h-moll. В начале звучит скорбная мелодия флейты. Звучание хора камерное, прозрачное. В оркестре звучит сопровождение у струнных и деревянных. 11. Хор "Sum Sanctum Spiritum" - "Со Духом Святым". D-dur. Яркий ликующий хор, фанфарное звучание оркестра. Здесь Бах сочетает гармонический и полифонический стили. В кульминации мелодия звучит по звукам трезвучий у медных, что придает звучанию еще большую торжественность и фанфарность.III. Credo (12-19). 12 Хор "Credo" - "Верую". Символ веры. Использует мелодию григорианского хорала. 15,16,17 - повествование о Христе (принятие человеческого облика, страдания, распятие, воскресение). 15. Хор "Et incarnatus" - "И воплотившись", h-moll. Один из самых трагических номеров. Открывается небольшим оркестровым вступлением. Звучат ляментозные интонации у скрипок, передающие ощущение глубокой скорби. В басу - равномерное движение четвертями на органном пункте тоники, обилие крестов. Мелодия хора движется по звукам минорных и уменьшенных трезвучий. При описании положения во гроб появляется catabasis. 16. "Crucefixus", e-moll. Это трагическая кульминация, связанная с образом человеческих страданий. Форма - вариации на basso ostinato (passus durusculus) - тему пассакалии. Тема повторяется 13 раз. Обреченность, скорбь. Ляментозные интонации у сопрано. Постепенно тема набирает силы и выливается в напряженную кульминацию в 10й вариации, где на фоне passus durusculus звучит crucefixus. 17. Хор "Et resurrexit" - "Воскрес" D-dur. Образует с 16 самый яркий контраст. Это кульминация торжества и ликования. Хор написан в 3частной форме, ощутим жанр старинного полонеза.Хор и оркестр вступают величаво и торжественно с восходящей квартовой интонации, общее движение устремляется вверх, anabasis (символ воскрешения, вознесения на небеса). Медные придают звучанию блеск и праздничность. Сопоставление далеких регистров дает ощущение пространства и воздуха.Средний раздел имеет разработочный характер. Тема проходит в fis-moll как воспоминание о минувших страданиях. Тема звучит более мягко и приглушенно.Реприза возвращает праздничное фанфарное звучание и основную тональность.IV. Sanctus (20-22) 20. Хор "Sanctus" - "Свят" продолжает линию ликования, D-dur. Звучит грандиозно, насыщенно, сразу с яркой динамики, с различными юбеляциями и насыщенным звучанием медных.V. "Agnus Dei" (23-24). 23. Ария альта "Agnus Dei" - "Агнец Божий". G-moll, лирическо-философский центр, скорбный образ покаяния. Мелодия очень насыщена барочной символикой. Catabasis, exclamatio,crucefixus, Dies Irae (мотив протестантского хорала "День Гнева"), пониженная 2я ступень придает мелодии особую боль. Мелодия начинается у скрипок, постепенно достигает большого диапазона, к ней присоединяется альт. Голоса сливаются в полифонический текучий дуэт. 24. Хор "Dona nobis pacem" - "Даруй нам мир". Светлый, торжественный хор, символизирующий веру в справедливость и добро. Мелодия заимствована из 6 гимнического хора "Gratia", близка хоралу. Здесь движение anabasis символизирует принятие воли Господней, веру, мотив Dies Irae звучит светло.
-
Автор темыArchi
- Всего сообщений: 11
- Зарегистрирован: 24.12.2010
Re: Месса си минор
Голоса хора вступают стреттно от нижних к верхним. Мелодия развивается вариационно и полифонически. Появляется 2я тема, более оживленная, радостная, узорчатая. Темы накладываются друг на друга, образуя контрапункт. 2я тема звучит то прямо, то в обращении, варьируется ритмически. Развитие приводит к кульминации, где ярко, ослепляюще звучат медные. Завершается хор в том же торжественном и светлом характере.Таким образом Бах постепенно приходит к симфонизму в создании единого сквозного развития.
-
- Всего сообщений: 11
- Зарегистрирован: 04.01.2011
-
- Всего сообщений: 1
- Зарегистрирован: 27.02.2011
Re: Месса си минор
Лучшее исполнение Высокой Мессы Си-минор: дерижер Ганс Отто!!!!!!У кого есть в mp3, скажите мне!
-
- Всего сообщений: 160
- Зарегистрирован: 09.12.2010
Re: Месса си минор
Никогда не слышал такого....Для меня пожалуй Гардинер и Брюгген и конечно же Херревеге
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 7 Ответы
- 2030 Просмотры
-
Последнее сообщение Natt
-
- 2 Ответы
- 692 Просмотры
-
Последнее сообщение zelester
-
- 0 Ответы
- 4919 Просмотры
-
Последнее сообщение Pavelskiy88
-
- 0 Ответы
- 4921 Просмотры
-
Последнее сообщение Pavelskiy88
-
- 0 Ответы
- 1956 Просмотры
-
Последнее сообщение Georgy