Музыкальное приношениеБеседы о классике

Дискуссии на темы, связанные с классической музыкой
Аватара пользователя
Автор темы
Aurora Borealis
Всего сообщений: 47
Зарегистрирован: 15.12.2010
 Музыкальное приношение

Сообщение Aurora Borealis »

"Музыкальное приношение" было создано в 1747 году. Композитор, изучив тему Фридриха 2 (котароя была дана ему в мае 1747 года), написал на неё цикл за 1,5 месяца, подразумевая под названием преклонность перед королем Прусским. 7 июля Фридриху была отправлена лищь часть цикла (до шестиголосного ричеркара), остыльные части были написаны и отправлены позже.Тема короля-единственная в своём роде(по стилю она не совсем баховская, но она настолько приковывает слух, что иногда становится непонятно, как простой флейтист мог такое сочинить). Если дать её гармонизацию (по половинкам), то можно заметить, что у каждого аккорда есть с соседними 1-2 общих звука. Это даёт ей очень большие возможности в области полифонии. Бах как никто другой уловил их (вобще про его полифоническое чутьё ходят легенды. Многие его ученики говорили, что ему достаточно было услышать или увидеть тему, как он тут же видел её стретту, всевозможного рода контрапункты и т.д.) и воспользовался этим. "Музыкальное приношение" в себя включает: трёхголосный ричеркар(фуго на тему короля), канон в октаву, канон в приму в вертикальном обращении, канон в приму, канон в кварту в обращении, канон в приму в обращении, канон в кварту, каноническая двухголосная фуга с облигатным голосом, ричеркар на 6,канон в септиму в обращении, канон на 4 в приму и октаву,Соната для скрипки, флейты, виолончели и облигатного чембало,канон в терцию. Также Бах ещё написал ричеркар на 6 в клавирном изложении. Ричеркар на 3.Это весбма интересное по своей истории произведение. Говорят, что эта авторская запись импровизации фуги на тему короля. Король и все присутствующие тогда были изумлены. Действительно, есть чему удивляться, ибо непонятно, как можно сходу продумать некоторые полифонические изыски, которые здесь наблюдаются.Ричеркар-немного абстрактное понятие. В данном случае это особо интересно разработанная фуга. Экспозиция ничего фантастического в себя не включает.Но уже после секвенции в разработке появляется неожиданный материал- пререкличка триолями в сопрано и альте(3й голос в то время повторяет начальный мотив темы). после этой небольшой интермедии, прежний материал возвращается при втуплении темы в басу в доминанте. Далее фуга разрабатывается в общих чертах стандартно, потом идёт довольно интересный раздел. Некоторые музыканты вобще в нём Баха не узнают. Всевозможные шутливые интермедии на мотивы уменьшения темы (причём в одном месте можно услышать и саму тему в уменьшении, но настолько "изуродаваную"...) недают взять в толк, как это Бах мог симпровизировать. Триоли в сопрано в 128м такте явно напоминают Фугу ре минор из второго тома. Сама же тема в совместном звучании с удержаными противосложениями напоминает интонации прелюдии ля минор из второго тома(кстати тема и фуги ля минор из второго тома явно имеет общее с темой короля).Форма в ричеркаре на 3 прближается к форме рондо. Отдельные проведения темы, а между ними самостоятельные разделы, которые трудно даже назвать интрермедиями.(Такая форма присуща фугам:cis moll 1, f moll 2, но там такого тематического различия между разделами,пожалуй, нет). Каноническая фуга в квинтуДва голоса в виде каноны излагают фугу на королевскую тему. Третий же голос-свободно сопровождающий канон. Здесь композитор нашёл золотую середину-двухголосная каноническая фуга была бы неинтересна, трехголосной же, чтобы написать, надо было быть сумашедшим. Поэтому композитор добавил третий облигатный голос.Голоса, играющие канон, расписаны по тому принципу, который использовался для всех канонов в цикле. Мелодия одна, но читается в разных ключах. Таким образом, голоса играют в определённый интервал. Но композитор на этом не остановился- в заключение фуги он умудряется провести тему в третьем, облигатном голосе. Это чрезвычайно сложно с математической точки зрения.
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Aurora Borealis
Всего сообщений: 47
Зарегистрирован: 15.12.2010
 Re: Музыкальное приношение

Сообщение Aurora Borealis »

Ричеркар на 6"Я ставлю его наравне с 9й симфонией Бетховена"-Г.Гульд.Действительно, грандиозность форма, материала, полифонии, просто поражает. Изыск этого ричеркара уже не тот, что был в 3хголосном. Здесь полифония уже принимает тот вид, который будет в дальнейшем поражать теоретиков в "Искусстве фуги". Для Баха это была не просто полифоническая работа. Это единственная 6тиголосная фуга, а число 6 очень важное, ибо за 6 дней Бог сотворил землю.(6 партит,6 английских сюит, 6 французских ) Тема в нем, не считая экспозиции, проходит 6 раз, а всего 12(апостолы). Мастерство непревзойдённогго гения здесь уже переходит все границы: Тема и её очертания превращаются в новые темы и т.д., точка золотого сечения- проведение темы в ми бемоль мажоре гармоническом (как в 1м хоре мессы). Окончание же начинается с экспонирования очередной темы побочного вида, и приближается к такому патетизму, что дух захватывает.
Аватара пользователя
vitos777
Всего сообщений: 252
Зарегистрирован: 12.12.2010
 Re: Музыкальное приношение

Сообщение vitos777 »

Юра, то, что Вы предлагаете, - краткий анализ "Музыкального приношения", которое я, к сожалению, знаю недостаточно детально. В символике я несильна. А с Милкой вы про это говорили? У него ведь интереснейшая монография о "музыкальном приношении".
Аватара пользователя
Автор темы
Aurora Borealis
Всего сообщений: 47
Зарегистрирован: 15.12.2010
 Re: Музыкальное приношение

Сообщение Aurora Borealis »

Нет, я с ним не знаком.
Аватара пользователя
zord
Всего сообщений: 9
Зарегистрирован: 13.12.2010
 Re: Музыкальное приношение

Сообщение zord »

При импровизации полифонических форм Бах, как впрочем и все музыканты той эпохи, использовал "домашние заготовки". Гениальность композитора состояла в умении органично увязать заготовленные фрагменты с новой темой.
Аватара пользователя
Автор темы
Aurora Borealis
Всего сообщений: 47
Зарегистрирован: 15.12.2010
 Re: Музыкальное приношение

Сообщение Aurora Borealis »

Позволю себе не согласиться! Нельзя, только узнав тему, задать уже заготовленную заранее форму фуги на неё! Тем более, что форма фуги вытекает из развития Темы и противосложений... Следовательно, чтобы составить форму, нужно знать материал! А Бах в Потсдаме познакомился с темой короля, и тут же начал импровизацию!Возможно, могут быть лишь какие-то изобретения, которые композитор надумал заранее, но ещё не написал музыку, в которой бы он использовал их, или же он, импровизируя, использует те знания о форме, которыми овладел уже в совершенстве! Но это и есть суть импровизации, и, если вы это имеете в виду, то так импровизировали не только во времена Баха, но и всегда импровизируют! Вам дают материал, а вы в долю секунды или походу дела (на один или несколько тактов вперёд) должны выстроить общую картину, а выстраивается она в первую очередь из тех компонентов, которые являются неотьямлемой частью творческого мышления того, кто импровизирует, на чем "рука набита". Тем импровизация и отличается от кропотливого и тщательного сочинения!
Аватара пользователя
zord
Всего сообщений: 9
Зарегистрирован: 13.12.2010
 Re: Музыкальное приношение

Сообщение zord »

Речь не идет о заготовленной заранее форме фуги. Естественно, что форма фуги, как определенная модель, всегда присутствует у импровизатора в голове. Я имела ввиду заготовки интермедий, связки на мотивном развитии, нейтральные по материалу канонические секвенции и т.п., то есть всё, что можно без проблем вписать в контекст импровизации на новую, неизвестную тему. Бах этим пользовался, это известный факт, но это ни в коей мере не умаляет его гениальности.
Аватара пользователя
warbringer
Всего сообщений: 110
Зарегистрирован: 10.12.2010
 Re: Музыкальное приношение

Сообщение warbringer »

Да дело-то все в том, что тема эта как две капли воды похожа на то, что Бах уже писал. И вторая виолончельная прелюдия, и в инверсии тема "Искусства Фуги".Голубь, Вы не забывайте, сколько Баху лет было, когда он приношение подносил. Он уже столько понаписал и понаобдумывал, что для него сымпровизировать на такую банальную тему вообще ничего не стоило.
Аватара пользователя
Автор темы
Aurora Borealis
Всего сообщений: 47
Зарегистрирован: 15.12.2010
 Re: Музыкальное приношение

Сообщение Aurora Borealis »

Леонид, с темой ИФ и темой Музыкального приношения нет ничего общего.. Про виолончельную прелюдию ничего не могу сказать, так как я её не знаю. Но эти темы не схожи. Если вы взялись сравнивать темы МП с инверсией темы ИФ, то должны заметить, что родственны в них могут быть лишь интервальные и гармонические соотношения, и то они не сильны(например в Мп шестая на слабой доле, тогда как в ИФ она на сильной, не говоря уже о том,насколько разнообразна гармонически и вообще по всем свойствам тема МП по сравнению с темой ИФ). Ассоциации, при которых возникают связи этих двух тем, возникают только лишь на слуховом уровне при прослушивании. Я тоже сначала так подумал, но поверьте, я над этими двумя циклами занимаюсь уже почти 3 года, и утверждаю, что они несут абсолютно разные идеи! Вы говорите:"Он уже столько понаписал и понаобдумывал, что для него сымпровизировать на такую банальную тему вообще ничего не стоило." Но я же не утверждаю обратное... Я говорю лишь, что для нас это чрезвычайно сложно и что форма заранее не рождается! И тема не банальна, для полифонии она пригодна на десятку! Это подтверждает весь цикл(И кстати ИФ он писал после МП)! Для Баха это не было сложно, хотя иногда возникает впечатление, что это не совсем чистовая запись импровизации...
Аватара пользователя
boriskov
Всего сообщений: 160
Зарегистрирован: 09.12.2010
 Re: Музыкальное приношение

Сообщение boriskov »

На ваш суд исполнение Jordi Savall & Hesperion XXhttp://narod.ru/disk/2965673000/Savall.Opfer.rar.html
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read:
Ещё смайлики…
   
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение