Французские сюиты ⇐ Бах
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Французские сюиты
Сноска к предыдущему посту - (*В издании Баховского общества 1895 года и в указателе произведений Баха В. Шмидера менуэт не стоит в основном цикле, а приводится как позднее добавление, аналогично прелюдии и второму гавоту этой сюиты в редакции Э. Петри. Менуэт может быть включен в сюиту, но, в соответствии со структурной логикой цикла, либо после гавота и арии, либо перед ними, как делает Г. Гульд. В последнем случае образуется дополнительная пара сарабанды и менуэта, связанных между собой некоторой общностью мелодического рисунка.)
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Французские сюиты
В сарабанде начинает проступать гармонически-аккордовая основа. Если в аллеманде гармония служит средством объединения мелодических линий и их фактурного обогащения, то в сарабанде сама мелодика трезвучна, гармония является ее структурой.Это выявление основной звучащей идеи - трезвучия - можно уподобить «вычленению дифференциала» сюиты.*Последующие пары частей посвящены разработке дифференциала, рассмотрению его в разных аспектах: в гавоте представлена вертикаль; бурре посвящено линейному развитию дифференциала в противоположных направлениях. Заключительная пара частей - лур и жига - с наибольшей ясностью и полнотой разрабатывают трезвучие. Они противопоставлены по направлениям движения и по его характеру, вза-имодополняя друг друга зеркально-контрастной парой, как англез и жига сюиты h-moll. При этом в луре происходит постепенное развитие сферы трезвучия путем последовательного присоединения голосов, а в жиге - путем наложения, суммирования.Жига, построенная по типу двухчастной фуги Фробергера, дает идеальную возможность сочетания движений, их сравнения в последовательности или одновременности, являясь, таким образом, итогом развития и свободным, смелым овладением звукового пространства.В сюите E-dur существует сложный блок из четырех танцев; в его центре находится пара из менуэта-полонеза (как он назван в списке Гербера) и бурре, в которых разрабатывается основное тематическое зерно аллеманды. Они обрамлены гавотом и менуэтом, в которых главенствует собирание интервалики по вертикали. Это создает дополнительный центр,92•Дифференциал - основное понятие математической теории дифференциального исчисления, - бесконечно малая часть, из суммы которых слагается непрерывность.посвященный утверждению первоначального мотивного материала.Отсюда напрашивается вывод о некоторой близости распорядка сюит риторической согласованности разделов формы: аллеманда является изложением «темы речи» (propositio), куранта играет роль возражения (confutatio), жига служит заключением (peroratio). Более свободно трактуются сарабанды и вставные танцы, которые могут выполнять роль утверждения главной мысли (confirmatio) или же риторического отступления (diqressio).Взгляд на сюиту как совершенную музыкальную форму, достигающую художественного равновесия и контраста, изложен в словаре Дж. Грова (II), причем в этом усматривается основная идея сюиты, объясняющая возможность длительного ее существования как жанра. Но такой взгляд ставит на первое место результат процесса, а не его причину, являясь по существу формальным.
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Французские сюиты
Философское содержаниеАнализ музыкального текста Французских сюит выявляет их сложность и многоплановость. Выше была сделана попытка рассмотрения их с разных позиций: с точки зрения некоторых эстетических принципов эпохи барокко при анализе музыкального языка и системы мотивных связей; с точки зрения содержащихся в них религиозно-философских символов, с позиций чистой музыкальной формы, а также с исторической и жанровой позиций.Каждый из этих подходов позволяет понять какие-либо отдельные черты структуры и композиционных принципов сюит. Однако ни одного из них недостаточно даже для ясного понимания содержания каждой сюиты, не говоря уже об установлении смысла всего цикла. Благодаря представлению об их чисто светском предназначении сложилось понимание сюиты не как произведения с самоценной сущностью, а как привычного развлекательного жанра, основным конструктивным принципом которого «была неподвижность, единообразие, изобразительность, характеристика» (Б. Л. Яворский) (10, стр. 44). Он пишет: «В сюите... нет принципа соподчинения противоречивых элементов единству конструкции. В сюите все части равноправны, равнозначительны в конструкции; поэтому и сама сюита может быть уподоблена тем крестьянским строениям, в которых под одной общей крышей, в виде одной «кровельной» конструкции, одной конструктивной ла-дотональности, без всякой перспективы, ютятся и хозяева, и птичий двор, и свиньи, и конюшни, и хлев, и стойло, и сеновал, и амбары... Сюита... основывала свою конструкцию на периодичности, устойчивости, выключала соотношение энергий» (там же).Возможен и другой взгляд, если допустить, что сложность и многоплановость формы сюит диктуется заложенным в них глубоким философским содержанием.
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Французские сюиты
Когда говорят о философском содержании музыкального творчества Баха, на первый план совершенно справедливо ставят религиозно-философские проблемы, выдвинутые Реформацией и Возрождением, которые можно кратко сформулировать как проблемы гуманизма. Однако проблемы гуманизма не были единственными философскими проблемами, волновавшими людей в то время. Параллельно происходил бурный процесс развития наук, связанный с необходимостью коренного пересмотра многих представлений об окружающем мире. В частности, с конца XVI до середины XVIII веков про-исходило осмысление человечеством идеи движения.*Античность и Средние века представляли мир статично и движения, по существу, не понимали, что выразилось, например, в знаменитых софизмах Зенона о стреле, об Ахиллесе и черепахе. В XVI - начале XVII веков Коперник и Кеплер открывают законы движения планет. Галилей разрабатывает основы динамики и законы инерции. Лейбниц (1646-1716) и Ньютон (1643-1727) создают дифференциальное и интегральное исчисления, то есть математическую теорию движения. Законы Ньютона завершают' пересмотр представлений о механическом движении и создают фундамент классической механики.Задачи эпохи решает не отдельная личность, а человечество в целом. Общий интерес к движению выдвигает и в музыке жанр, дающий способ музыкального постижения идеи движения, - сюиту. В музыке абстрактно существует движение в разнообразнейших формах - ритмической, мелодической, интонационной, тембровой, динамической и др. Вследствие своей бесконечной подвижности музыка позволяет реализовать и созерцать самые разнообразные виды движения, превращаясь таким образом в метод его медитативного постижения. Она даст интуитивное проникновение внутрь движения, позволяет видеть его одновременно и обобщенно, и в мельчайших деталях.Инструментальная музыка дает возможность, абстрагируя мелодию и ритм от их конкретного материального воплощения в пластике, сделать их гораздо более конкретными в собственно музыкальном звучании и тем самым реализоватьПоэтическим выражением идеи движения является, в частности, стихотворение Дж. Бруно:Покоя нет - все движется, вращаясь.На небе иль под небом обретаясь,И всякой вещи свойственно движенье,Близка она от нас иль далека,И тяжела она или легка.
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Французские сюиты
стремление Декарта к созданию абстрактно-конкретного понятия, «которое бы обладало непосредственной очевидностью представления и, вместе с тем, не имело бы его чувственного признака» (3, стр. 17).Не случайно расцвет жанра сюиты совпал по времени с эпохой разработки классических методов описания движения в физике и математике. В этой связи становится понятным интерес к сопоставлению типов движения в сюитах, отмечавшийся многими исследователями.Изложенное относится, конечно, не только к сюитам Баха, но и ко всей истории жанра сюиты в эпоху барокко и в особенности к се немецкой традиции, к которой, как уже отмечалось выше, принадлежат и Французские сюиты Баха. В то же время французская тенденция к программности в сюитах является, при таком их понимании, упадком жанра.Бах выявил эту идею наиболее совершенно, существенно абстрагировав движение в сюите от его жанровой первоосновы и трактовав сюиту как сопоставлсниг и развитие типов движения в чисто духовном плане.А. Швейцер отмечает: «Бах выражает в музыке все, что так или иначе соответствует движению, которое можно передать звуковой линией» (9, стр. 379), относя свое высказывание ко многим произведениям Баха. Особенность сюит, в частности «Французских», состоит в том, что анализ движенияявляется их главным содержанием.Взгляд на структуру сюит Баха как на сопоставление типов движения высказывал А. Швейцер: «В аллеманде Бах передаст полное силы спокойное движение; в куранте - умеренную поспешность...; сарабанда у него является изображением величавого торжественного шествия; в жиге, наиболее свободной форме, главенствует полное фантазии движение» (9, стр. 239). Б. Л. Яворский определял сюиту как сопоставление «моторных схем». М. С. Друскин писал: «Бах, опираясь на... 96 конструктивные закономерности, сопоставлял типы движе-ний, контрастно их противополагал и одновременно объединял мотивно-вариационной техникой» (1, стр. 288).Однако, если учесть глубину разработки Бахом общего для всех сюит принципа сопоставления типов движения в отдельных частях, можно гораздо более полно понять структуру отдельных сюит и цикла в целом.Движение представляет собой изменение в пространстве и времени и связано с некоей причиной - энергией. Аллеманда является первым изучением структуры пространства, в котором будут развиваться первоначальные идеи - зародыши движения. Пока это еще почти статика - топология пространства. После первого ориентирования в пространстве куранта, со своим вьющимся лентообразным рисунком, осуществляет смелый охват всего пространства в более раскрытом, «раскрученном» движении. Выражаясь терминами механики, она соответствует кинематике. Сарабанда - энергетический центр движения - выявляет его первопричину. В ней происходит философское осмысление, созерцательное погружение в идею. Вставные танцы демонстрируют уже движение под действием определенной силы, переводят его в более осязательные конкретно-образные формы. В механике они соответствуют динамике. Полифонизированная обобщающая жига даст сложение и наложение разных типов движения в одновременности. Здесь демонстрируется полное овладение пространством, временем, динамикой, и на его основе достигается свобода сложнейших, последовательных и одновременных движений.
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Французские сюиты
Глубина и сила воздействия Французских сюит в большой мере объясняется тем, что это музыка как бы не сочиненная, а услышанная в исходном тематическом материале. От каждой аллеманды Бах приходит к разным результатам. Различие природы материала диктует различие музыкального оформления и структуры сюиты, которая развивается так же легко и естественно, как растет дерево - как бы не по воле композитора, а лишь под его наблюдением. Это проявляется и в различии композиций минорных и мажорных сюит. Минорные сюиты построены на сопоставлении музыкальных символов. Они выражают определенное понятие, мысль. Широко использованные в них музыкально-риторические фигуры передают аффект - душевное движение.Основой композиции мажорных сюит являются сложные мотивные связи, выявляющие разные грани материала. В них преобладает высокая степень процессуальностп и разветвлен-ности формы.Описанные особенности соответствуют разным объектам движения: движение мысли, движение эмоции и движение per se, т. с. в чистом виде. В минорных сюитах мысль неотрывна от эмоции, причем движение мысли приобретает абстрагированный характер: оно. не содержит конкретной программы, а является сопоставлением мыслительных образов в виде музыкальных символов. В мажорных сюитах с их подробной системой вычленения, развития и суммирования мо-тивных идей, со сложной перекрестной симметрией, главенствует идея движения в чистом виде.Величие Баха сказалось в том, что он сумел выявить, глубоко развить и сопоставить идеи движения самых разных объектов, от чисто музыкальных (мелодии, гармонии, полифонии) через психологические* (движение образов, мыслей, эмоций, смыслов) к совершенно абстрактным, рассматриваемым физикой и математикой.При таком подходе Французские сюиты Баха предстают как результат осмысления и анализа в образно-интуитивном преломлении различных типов движения в духовном плане, и таким образом вырастают как бы в целый философский трак-*3лесь имеемся в виду ©нингтавлеиие иа интуитивном уровне, так как понятие печхоло!тма иг- нргменл 1>а\а еще не было сформу шроиано.тат, который можно было бы назвать «De natura motus» - «О природе движения». Тогда сложность и богатство их содержания приходят в соответствие со сложностью и богатством композиционной структуры.В каждой из Французских сюит происходит процесс развития движения, в котором она предстает не просто как расположение частей, а как исследование процесса становления и раскрытия идеи движения в его разных типах, как любование движением. Такой взгляд на сюиту помогает охватить содержание сюитного цикла, проанализировать в деталях его музыкальную конструкцию и тем самым создать предпосылки для более содержательного исполнительского прочтения.КОНЕЦ....
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Французские сюиты
Прошу прощения - вычитывать тщательно нет времени. Надеюсь, все без ошибок отпечаталось.
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Французские сюиты
ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ О КОМПОЗИЦИИ И СОДЕРЖАНИИ ФРАНЦУЗСКИХ СЮИТ1. Д р у с к и и М. С. «Иоганн Себастьян Ьа\ \ М.. 1982 г.2. Захарова О. И. «Риторика и клавирная музыка XVIII века». М., Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 104, М., 1989 г.3. К у р т Э. «Основы линеарного контрапункта». М.. 1931 г.4. Ливанова Т. Н. «Музыкальная драматургия И. С. Баха и се исторические связи». Ч. 1, М-Л., 1948 г.5. «Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков», (сост. Шестаков В.), М., 1971 г.6. Т ь e р с о Ж. «История народной песни во Франции» Сов. композитор М.,1975 г. F7. Ф и ш м а н II. «Эстетика Ф. Э. Баха». Сов. музыка, 1964 г., N? 8.8. Форкель И. Н. «О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха», М., 1987 г.9. Ш в e й ц e р А. «Иоганн Себастьян Бах», М., 1965 г.10. Я в о р с к и й Б. Л. «Сюиты Баха для клавира». М-Л.. 1947 г.11. The New Grove dictionary of music and musicians, Ix>ndon. 1980. Vol 1-20.
-
Автор темыvistant
- Всего сообщений: 45
- Зарегистрирован: 10.12.2010
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 90 Ответы
- 10059 Просмотры
-
Последнее сообщение vitos777