Музыкальная риторика И.С.Баха ⇐ Бах
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Музыкальная риторика И.С.Баха
“Бах знал в совершенстве аналогии между строением музыкальных произведений и искусством реторики, и слушатели не только слушали его с удовлетворением когда он ярко рассказывал о схожести между двумя искусствами, но восхищались его искуссным воплощением риторических идей в музыкальных произведениях”.Это говорит некий Бирнбаум, друг Баха, профессор риторики в Лейпциге.Комментарий полностью я поместил в "заметках" у себя на странице - там точно никто не сотрет.
-
- Всего сообщений: 91
- Зарегистрирован: 11.12.2010
-
- Всего сообщений: 252
- Зарегистрирован: 12.12.2010
Re: Музыкальная риторика И.С.Баха
Леонид, Ваша страница недоступна. Если можно, когда позволит время, пришлите мне этот кусок, а я его перепишу снова сюда. Я помню - все, что Вы написали, очень важно и интересно, сама хотела бы перечитать. И Андрей подал отличную мысль: давайте сделаем архивную тему. Туда можно в дальнейшем отправлять то, что устарело, и дублировать там же то, что особенно интересно (не убирая это с родного места).
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Музыкальная риторика И.С.Баха
Прошу прощения у всех за публикацию иностранных текстов, но этот - настолько в тему, что я надеюсь, все поймут....Статья из Энциклопедии Баховских Терминов(Title: J.S. Bach. Contributors: Malcolm Boyd - editor, John Butt - editor. Publisher: Oxford University Press. Place of Publication: Oxford. Publication Year: 1999) Figurenlehre ('doctrine of [musical] figures'). The 'doctrine of musical figures' belongs to the terminology of early 20th-century scholars. It is a significant part of the general theory that Bach and his predecessors thought of musical composition and performance as analogous to the art of rhetoric.Virtually anyone who was educated in a German Lateinschule would have learnt something of the ancient classical art of rhetoric. Moreover, German compositional theorists, from the time of Joachim Burmeister ( 1564-1629) onwards, used rhetorical analogies to describe how compositions worked, particularly in relation to verbal text. How much this analytical method became prescriptive and was actually followed by composers is moot; furthermore, there is little unanimity between theorists. They doubtlessly used rhetoric as a way of justifying music in terms of verbal text. It was no longer of use once the concept of autonomous, 'absolute' music took hold.Figures relate to the embellishments orators use to make their speech more persuasive and elaborate. just as a 'figure of speech' is a transgression of the usual linguistic conventions for rhetorical effect, so a musical figure is to some degree an exception to the most basic compositional procedure. However, one composer's exception is often likely to become another's rule, so that, by Bach's time, it is possible to see virtually every aspect of the musical texture as a figure. For example, the very presence of imitation could be described under a number of classical and pseudo-classical labels such as repetitio or anaphora; likewise simple melodic sequence. One particularly productive definition of figure stems from Christoph Bernhard ( 1628-92), who influenced Bach's cousin J. G. Walther: the association of figures with dissonance-treatment. Here the sense of 'transgression' is particularly appropriate.J. G. Walther's description of 'Figura' in his Lexicon of 1732 seems to equate the idea of figure with motif. This is an eminently suitable usage for Bach, for whom the entire texture of the music involves the elaboration and integration of figures, a continual play between motifs which are no longer really exceptions but the very stuff of the composition. To some, a knowledge of the figures used and an awareness both of how the musical texture is put together and of the various levels of elaboration are important guides to the interpretation of the music in performance, which is, after all, the final goal of rhetoric.Rhetoric is not to be confused with semantics. Rhetoric is used to make the oration persuasive, to drive home a meaning or emotion; it is not strictly the meaning itself. Thus the same figure can be used to underline entirely different verbal points, and Figurenlehre is therefore not the Baroque equivalent of the Wagnerian Leitmotif.
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Музыкальная риторика И.С.Баха
Это - почему-то исчезнувший текст.Считайте, что это пост № 3а в этой теме.По поводу виолончельных сюит как цельного цикла могу сказать следующее. - Думали с приятелем, особо нигде не вычитывали, так что если что не так - поправляйте.Значит, dispositio, как вторая часть общей риторики, в свою очередь делится на шесть (ШЕСТЬ!!!!) частей.Вот они - эти части по Марку Фабию Квинтилиану... (Ну а за ним и по Липпиусу в приложении к музыке.)1. Exordium (подготовка слушателя. "Добрый день дамы и господа...")2. Narratio (информация. "Сегодня речь пойдет о следующем...")3. Divisio or Partitio (Division, variation = дополнительная информация. "Кроме всего выше сказанного, имейте в виду так же...")4. Confimatio (подтверждение. "Это то, что нам на сей день известно, и представляется неоспоримым...")5. Confutatio or Reprehensio (Refutation. "Но, к сожалению, уважаемые дамы и господа, не все так просто и все, во что мы верим, может оказаться и не верным. Существуют следующие затруднения...)6. Conclusio/peroratio (Заключение. "Тем не менее, уважаемые дамы и господа, не унывайте, не все так уж дурно. Не теряйте веру и надежду...")Теперь берем прежде всего тональный план сюит - G-d-C; Es-c-DЧто прежде всего бросается в глаза - две минорные бемольные тональности, обрамленные мажорами.Далее, последняя сюита "Доминирует" к первой, что создает впечатление общей завершенности. Попробуем сыграть последовательность тональных трезвучий в этом порядке, и мы получим очень интересный гармонический ход.Далее, не буду подробно останавливаться на танцевальных номерах, в них часто разрабатывается именно тот материал, что и в прелюдиях, но...Первая прелюдия - типичное вступление - Exordium, - широкий, светлый соль мажор. Главная мысль - трезвучие в широком, инструментально удобном изложении. (повторяется и в первой аллеманде, и в сарабанде, и в менуэте.)Вторая прелюдия - грусть, меланхолия ре минора с одной стороны, с другой - последовательное изложение материала простого трезвучия, сочетания всевозможных трезвучий в тесном расположении. Те же мотивы видим затем и в менуэте, и в жиге. Кстати, неимоверная похожесть этого материала на тему "Искусства фуги" и еще более (правда в другой тональности) на "типа" тему Фридриха из "Музыкального приношения" наводит на мысль о том, что это и есть то главное - Narratio - о котором Бах и хотел поговорить.Третья сюита - Divisio or Partitio. "Так вот, типа, ребята, мы тут говорили о трезвучиях, а как насчет простых гамм в элементарном до-мажоре. Поиграем-ка мы с вами гаммки вниз и вверх, а потом посмотрим, как будут себя вести задержанные гармонии, нанизанные на доминантовый органный пункт - начинали-то с соль мажора, не так ли?" Здесь и вариационная алеманда, и обратная гармоническая последовательность в сарабанде, по сравнению с сарабандой из Первой сюиты, и жига с гаммообразными вариациями "наоборот".Четвертая сюита - ох как интересно!!! Трехзначный Ми-бемоль мажор (Святая Троица), разброс трезвучия сверху вниз на две октавы и вот такое движение постоянно - типичное Confimatio. Кроме того, постоянные напоминания о "центральной позиции" тональности по отношению к пустым струнам До и Соль. (например, в районе точки золотого сечения в аллеманде - последовательные полные кадансы и в ту, и в другую тональность, а в жиге - конкретно в соль минор.) Первая из сюит, во втором вставном танце которой не происходит смены тональности на одноименную. Ну, и так далее.
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Музыкальная риторика И.С.Баха
Эта статья может многим показаться интересной.http://www.guitarramagazine.com/PerformingBach1#2backИ эта тожеhttp://www.bsherman.org/golomb1.htm
-
- Всего сообщений: 252
- Зарегистрирован: 12.12.2010
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Музыкальная риторика И.С.Баха
А вот подробнейший риторический разбор флейтовой сонаты К.Ф.Э. Баха, который может быть спроецирован на творчество Баха-отца.http://www.splendidcentury.com/pumpkin.htmlТам в нижней части страницы кликнуть на ссылке и загрузить статью в формате Word.
-
- Всего сообщений: 21
- Зарегистрирован: 12.12.2010
Re: Музыкальная риторика И.С.Баха
Музыка Баха, как и вся музыка барокко тесно связана с аффектами и музыкально-риторическими фигурами. Это очень помогает понять Баха
-
- Всего сообщений: 252
- Зарегистрирован: 12.12.2010
Re: Музыкальная риторика И.С.Баха
Cсылка на книжку Захаровой: http://www.sendspace.com/pro/dl/anxk73
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение