Рахманинов ⇒ «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Теперь вернёмся к нашим колоколам. Колокольность в музыке может быть выражена на разном уровне. Самый простой случай - введение в партитуру колоколов - традиционных или же оркестрового варианта - трубчатых. А также прочих инструментов из разряда металлических ударных. Случай посложнее - имитация обертонового спектра, характерного для колоколов, средствами оркестровки или гармонии. Но это то, что касается собственно звучащей стороны. А вот художественная задача от введения колокольного звона или разной его имитации в произведение может быть различной. От простой - "подзвучка" картинки в опере, до, опять-таки, вызывающей сложный комплекс ассоциаций.Короче говоря, я это всё к чему? Во-первых, можно не услышать колокола даже там, где они "предполагались" композитором. Во-вторых, наоборот, можно услышать их и там, где они и не предполагались. И тот, и другой варианты совершенно не мешают восприятию большинства музыкальных произведений.
-
- Всего сообщений: 44
- Зарегистрирован: 06.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Александр, я не знала про сонеты к Временам года, но меня это очень заинтересовало. Не подскажите ли, нет ли на них ссылки в интернете?
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Наверняка есть, Екатерина, но я, к сожалению, не силён в сём. Где-то эти сонеты мне попадались даже в рамках Контакта, но где именно - увы, не помню. Друзья, прошу помощи!
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Екатерина, на английском и итальянском они есть здесь:en.wikipedia.org/wiki/The_Four_Seasons_(Vivaldi)вероятно перевода на русский не существует
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Ну, почему же не существует! Он, безусловно, есть - мне приходилось их читать именно на русском - но не помню, где именно. В советском издании партитуры "Времён года" (она вышла в издательстве "Музична Украина") приводятся сонеты, помимо итальянского оригинала, в переводе на украинский (русского варианта в этом издании, кажется, нет. Хотя, не поручусь)
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Александр, Вы пишете:"Колокольность в музыке может быть выражена на разном уровне. Самый простой случай - введение в партитуру колоколов - традиционных или же оркестрового варианта - трубчатых."но это-то ясно, думаю в этом случае даже Надежда эти колокола услышит, но мы то не про такую имитацию, а исключительно про другие средства. Меня, помню, поразила имитация колоколов средствами фортепиано в первой сюите для 2 фортепиано. Фантазия (картины). 1893. Посв. П. И. Чайковскому. Часть четвертая - «Светлый праздник» g-moll Op. 5 (или в западном написании - Russian Easter - Русская Пасха).Так вот совершенно мне непонятно, как может кто-то не слышать там этих колоколов? Ведь и художник, когда рисует колокол, прибегает к условному, символьному общепринятому обозначению колокола, а не приклеивает к холсту кусочек колокола? Ведь тем человек и отличается от собаки, что способен воспринимать символьный язык на интуитивном уровне, а не когда его обучили (сказали, как называется пьеса, заставили услышать именно колокола...) И Чайковский "Времена года" предварил цитатами из поэтов, так Ноябрю, На тройке стоит стихотворение Некрасова:Не гляди же с тоской на дорогу,И за тройкой во след не спеши,И тоскливую в сердце тревогуПоскорей навсегда заглуши.Но ведь нет же в этом стихотворении ни слова о колокольчиках, которые так явственно слышны в музыке? Ведь слышим же мы их, когда они переданы средствами фортепиано? Значит есть символьные средства звукового изображения, которые ассоциативно воспринимаются человеком?
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
УВИДЕТЬ и УСЛЫШАТЬ колокола — разные вещи. И возможно слышать что-то конкретное, но представлять совершенно другое, скорее, некий ассоциативный ряд, абстракцию, если угодно. И это возможно в музыке. Никаких границ восприятия.
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Нет ни слова, конкретного слова, о колокольчиках. Но слово "тройка" лично у меня моментально вызывает ассоциацию с колокольчиками. Если у Вас нет, то это свидетельство лишь того, что все люди разные.
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
да я и не спорю - услышать - уже вполне полноценная передача, нам это увидеть, собственно важно только в тех моментах, когда средствами музыки может быть передано незвуковое явление!вызывает ассоциацию) не спорю) так о том и речь, что нигде черным-по белому не написано колокольчик, а он уж тут)))Интересно пишут о Мусоргском - "его скольнность к "изображениям" - черта весьма "импрессионистическая". И не только в "Картинках". И "Швея", и "В деревне", и крымские "картинки". Ведь выступая на юге России в 1879-м он как отдельный номер играл фортепианное изложение "Звона" из "Бориса Годунова". Фортепианное!!! Вот откуда рахманиновские колокола растут...
-
- Всего сообщений: 44
- Зарегистрирован: 06.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Марианна, спасибо огромное! (все гениальное - просто, оказывается, надо было просто заглянуть в Википедию
)

-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
-
Кто из пианистов лучше всего играет Рахманинова? (опрос)
goodman » 11 дек 2010, 17:49 » в форуме Рахманинов - 376 Ответы
- 20340 Просмотры
-
Последнее сообщение Nina
11 авг 2019, 14:28
-
-
- 45 Ответы
- 4382 Просмотры
-
Последнее сообщение robinzon
04 окт 2011, 09:24
-
-
ОПРОС > Композиторы
G-P » 17 янв 2011, 11:56 » в форуме Композиторы и художественные эпохи. Классики и традиционалисты - 15 Ответы
- 3414 Просмотры
-
Последнее сообщение zak228
03 июн 2015, 12:06
-
-
- 11 Ответы
- 2430 Просмотры
-
Последнее сообщение SAU
09 июн 2013, 07:52
-
- 30 Ответы
- 2815 Просмотры
-
Последнее сообщение Proto
04 авг 2012, 21:16