«Визитная карточка» Рахманинова (опрос) ⇐ Рахманинов
-
Автор темыМихаил Р
- Всего сообщений: 273
- Зарегистрирован: 13.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Надежда, а иначе было бы невозможно прикладное использование музыкальных произведений - есть же разные жанры - колыбельные, марши, вальсы. Есть мелодии, под которые сами ноги просятся в пляс, есть, настраивающие на воинственный лад, а есть такие убаюкивающие, которые только малышикам на ночь глядя и напевать, и подмена одного другим невозможна по определению))))))
-
- Всего сообщений: 231
- Зарегистрирован: 09.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Вот по прикладному искусству согласен, только это отвлечение от темы.
-
- Всего сообщений: 176
- Зарегистрирован: 12.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Марианна, даже конкретный аффект может быть у разных людей не только разной силы, но и разной окраски. Для одного грусть, для другого - меланхолия, для третьего - трагедия. Абстрактность человеческого языка в этой области ведёт к тому, что мы вынуждены всё мерить собственной мерой, при этом забывая, что другой человек видит всё чуть-чуть (а иногда - и не чуть-чуть) по-иному.
-
- Всего сообщений: 44
- Зарегистрирован: 25.12.2010
-
Автор темыМихаил Р
- Всего сообщений: 273
- Зарегистрирован: 13.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
да, визитная карточка - не совсем точное словосочетание, но чем заменить? - знаковое произведение? - главное произведение? - лучшее произведение? - любимое?"Вот по прикладному искусству согласен, только это отвлечение от темы."отчего же отвлечение? прикладные мелодии - колыбельных, маршей, вальсов - написаны теми же звуковыми средствами что и неприкладныеи у Вокализа, и у второго концерта, и у Элегии и других произведений есть свой смысл, который всегда используют, когда сопровождают этими темами документальные фильмы. Если Вокализ - непременно любовная тема, если Элегия - драматические переживания и т.д.Ноты, звуки, ритмы - из одного теста лепятся и шедевры и прикладные мелодии, как можно отказывать в смысле и влиянии одним шедеврам и признавать их за другими менее значительными?
-
- Всего сообщений: 44
- Зарегистрирован: 25.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
На мой взгляд не в тему, т.к. данные произведения не являются прикладными. Пусть у людей они и вызывают сходные эмоции и чувства.Личные переживания для каждого человека останутся личными, а не среднестатистическим показателем. «да, визитная карточка - не совсем точное словосочетание, но чем заменить? - знаковое произведение? - главное произведение? - лучшее произведение? - любимое?» Каждый из вариантов неоднозначен. Знаковое в какой ситуации? Главное в чём, о чём? Любимое, м-мм, по-моему никто не сможет выделить одно, только если в силу своей неосведомлённости.Музыкальное сопровождение фильмов выбирает звукорежиссёр, насколько мне известно, исходя из своего собственного понимания музыки. Наврядли он проводит статистические исследования. имхо
-
Автор темыМихаил Р
- Всего сообщений: 273
- Зарегистрирован: 13.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
да, но не кажется ли Вам странным, что все до одного звукорежиссеры используют Вокализ для того, чтобы сопроводить текст о любовных переживаниях "героев", Вокализ, а не Итальянскую польку, к примеру? то есть интуитивно они все как один демонстрируют понимание того, что Итальянская полька и Вокализ - это совершенно разные произведения! или почему, например, Чайковский не прикладные произведения распределил по временам года, отдав каждой пьесе свое не только название месяца, но и более осмысленное - На тройке, Подснежник? Не прикладным пьесам, не для детей?
-
- Всего сообщений: 176
- Зарегистрирован: 12.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Подождите, Марианна! По-моему, Вы сейчас смешиваете два понятия: прикладная музыка и программная музыка. Программная музыка, коротко говоря, предполагает, что для её наиболее полного восприятия слушатель, помимо слухового впечатления, должен получить ещё какую-то информацию, иногда менее развёрнутую (конкретное название, включающее определённый ассоциативный ряд), иногда более (развитый литературный первоисточник, вплоть до "Музыкальных картин по повести..."). Звуковые средства действительно одни, а вот механизм восприятия предполагается разный.В XIX веке велось много споров о том, способна ли в принципе музыка выражать что-то конкретное, или она этакая "вещь в себе". Лучше всех, мне кажется, высказался по этой теме Пётр Ильич Чайковский. Когда его спросили о программе его Шестой Симфонии, он ответил в том смысле, что программа в ней есть, но не поддающаяся "переводу" на конкретные слова. И впрямь: если музыку можно передать словами, то зачем же её писать/слушать?Насчёт того, что "все до одного звукорежиссеры используют Вокализ для того, чтобы сопроводить текст о любовных переживаниях "героев"" - всё же тут у Вас натяжка. Затрудняясь привести прямо сейчас конкретные примеры, всё же считаю, что такое многогранное произведение, как Вокализ, не может применяться в единственной ситуации. Думаю, режиссёры тоже это понимают.Что касается "прикладной" музыки - то есть "прикладная музыка" как таковая (созданная специально для какой-то не полностью музыкальной цели), а есть музыка, используемая в прикладном качестве (т.е., написанная изначально как "чистая" музыка).
-
- Всего сообщений: 34
- Зарегистрирован: 11.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Как мне кажется, Александр очень верно упомянул понятие "вещь в себе". По теории агностицизма Канта, через органы чувств и ощущения мы пытаемся понять "явление вещи", через сознание формируется "понятие" этой вещи, но между самой "вещью в себе" и "понятием ее нами" прямой связи нет и бть не может. Музыка, хоть она и является плодом деятельности человека, не может быть понята однозначно другии людьми. ОНА стоит выше таких явлений, как слово или изобразительное искусство, поэтому никак не может ими выражаться полноценно (исключая, конечно, ноты). А подсознательное глубокое понятие музыки человеком так же индивидуально и неповторимо, как и отпечатки пальцев или молекула ДНК.Это все к тому, что невозможно на таком неповерхностном уровне обсуждать эту тему. И зачем тогда выяснять здесь, в этой группе, где участники все-таки отличаются в какой-то мере от среднестатистических, какое произведение "знаковое", "любимое" и т.д? Действительно, таковое можно выделить "только в силу своей неосведомленности". Зачем все так сильно усреднять? Это похоже на то, когда маленьким детям объясняют, что мажор - это веселая музыка, а минор - грустная.Музыку в кино используют лишь для полноты ощущений. Понятное дело, Вокализ больше подходит для сопровождения любовных линий сюжета. Но если сам Вокализ отделить от рамок кино, то он окажется далеко не однозначным произведением, и все это понимают, ведь он писался не для фильма!
-
- Всего сообщений: 231
- Зарегистрирован: 09.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Полностью соглашусь. Добавлю только, что даже нотная запись это большая условность в музыке. Даже со всеми штрихами это лишь схема. И чтобы зазвучала музыка, само собой, простого воспроизведения по схеме недостаточно. Музыкант должен самостоятельно вложить в исполнение свои эмоции, вкус, традиции и т. п. А это опять же — сплошь неоднозначно и субъективно.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение