
«Визитная карточка» Рахманинова (опрос) ⇐ Рахманинов
-
Автор темыМихаил Р
- Всего сообщений: 273
- Зарегистрирован: 13.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Саня, Вы уж напишите, что для Вас так очевидно насчет значения звуковой окраски инструментов, было бы очень любопытно узнать! (особенно фортепиано)тут, знаете ли, люди собрались, всё больше кто уж давно в музыкальной отучился, а у Вас, судя по всему, впечатления от начальной школы свежи, так Вы нам напомните 

-
- Всего сообщений: 34
- Зарегистрирован: 11.12.2010
-
Автор темыМихаил Р
- Всего сообщений: 273
- Зарегистрирован: 13.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
вовсе нетВы же сами говорите, что Вам до смешного очевидно и просто, потому что этому учат в начальных классах школы, так напишите, напишите каково значение звуковой окраски фортепиано! ведь это просто? и в чем принципиальная разница в значении звука фортепиано, скрипки, и, скажем, флюгельгорна? или вибрафона? ну просто же!
-
- Всего сообщений: 34
- Зарегистрирован: 11.12.2010
-
- Всего сообщений: 34
- Зарегистрирован: 11.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Позвольте вклиниться и, предложив принципиально новый взгляд на музыку, загнать разговор в другое русло. — Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете?!—вскрикнул он.—У!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом,— вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося. Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, — Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии,— это состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело смысл, для меня же никакого. И потому музыка только раздражает, не кончает. Ну, марш воинственный сыграют, солдаты пройдут под марш, и музыка дошла; сыграли плясовую, я проплясал, музыка дошла; ну, пропели мессу, я причастился, тоже музыка дошла, а то только раздражение, а того, что надо делать в этом раздражении, — нет. И оттого музыка так страшно, так ужасно иногда действует. В Китае музыка государственное дело. И это так и должно быть. Разве можно допустить, чтобы всякий, кто хочет, гипнотизировал бы один другого или многих и потом бы делал с ними что хочет. И главное, чтобы этим гипнотизером был первый попавшийся безнравственный человек. А то страшное средство в руках кого попало. Например, хоть бы эту Крейцерову сонату, первое престо. Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки. Сыграть и сделать то, на что настроила эта музыка. А то несоответственное ни месту, ни времени вызывание энергии, чувства, ничем не проявляющегося, не может не действовать губительно. На меня, по крайней мере, вещь эта подействовала ужасно; мне как будто открылись совсем новые, казалось мне, чувства, новые возможности, о которых я не знал до сих пор. Да вот как, совсем не так, как я прежде думал и жил, а вот как, как будто говорилось мне в душе. Что такое было то новое, что я узнал, я не мог себе дать отчета, но сознание этого нового состояния было очень радостно...Лев Толстой "Крейцерова соната"Что думаете?
-
Автор темыМихаил Р
- Всего сообщений: 273
- Зарегистрирован: 13.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Сильная цитата! Вы знаете (раз уж пошел оффтоп) есть сообщество в жж, которое так и называется О музыке в художественной литературеВот оно:community.livejournal.com/ru_lit_musik/интересно и по-разному пишут писатели о самых известных шедеврахно так можно и от темы отдалиться, потому что, если принимать такой толстовский прагматический взгляд на искусство, можно и писателей и художников, кончивших жизнь самоубийством или в сумасшедшем доме (а таких немало среди людей творческих) просто вычеркнуть из истории искусства, думая, что их произведения заключают в себе зерна их проблем, их болезни, которая их и прикончилаи, раз уж мы в группе Рахманинов ведем разговор, был же инцидент, когда Рахманинов заехал в усадьбу Толстого, а тот ему брякнул, мол на что ваше искусство вообще нужно... этот эпизод есть здесь в теме "Анекдоты" и эта претензия Толстого к оперному искусству, которое он излишне натуралистично изображал в своих текстах, и к вышеупомянутому Бетховену - уже притча во языцах.примечательно в этой цитате, что Толстой также четко отделяет прикладную музыку - марши, плясовые, от так называемого чистого искусства
-
- Всего сообщений: 1
- Зарегистрирован: 31.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Конечно, вопрос может вообще не выносится, т. к. музыка Сергея Васильевича сейчас гиперпопулярна.И все же , если судить по семантике, кот. несет произведение, и его месту не только в каталоге произведений композитора, но и в его личной судьбе, то для Рахманинова визитка - это,несомненно, вокализ, как символ потерянной родины(а возвращаться ему было некуда, т. к. той России, кот.ему было дорога уже не было) и всего, что наполняет душу русского человека. Еще хотелось бы напомнить о 7ом номере "Всенощной" - "Ныне отпущаеши",музыка,под кот. Рахманинов завещал хоронить себя.Но это уже для посвященных.
-
- Всего сообщений: 231
- Зарегистрирован: 09.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
По моим данным «Ныне отпущаеши» есть 5-й номер «Всенощной». Вообще факт интересный.
-
- Всего сообщений: 45
- Зарегистрирован: 30.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Просто 2-й концерт - фантастическое произведение! Абсолютное единение фортепьяно и оркестра. Оркестр и рояль звучат как один инструмент. Ни в каком другом музыкальном произведении нет подобного ЗВУКА! А еще там живет русская душа, та самая, настоящая. Загадочная для иностранцев, и родная для тех, кто живет в России. Душа родной земли!
-
Автор темыМихаил Р
- Всего сообщений: 273
- Зарегистрирован: 13.12.2010
Re: «Визитная карточка» Рахманинова (опрос)
Александр, именно так!Ваши слова выражают мнение, пожалуй, очень многих людей, которые видят смысл, идею в этом концерте, а не только красивую величественную музыку. А секрет того, что именно русская душа выражена в нем - прост. В этой музыке как в никакой другой чувствуется присутствие истинно русского понятия - "воля" (свобода, волюшка-воля), этого слова нет в других европейских языках - у них более упрощенное слово "свобода" и только. Другой вопрос какими средствами достигнуто присутствие этой "воли" и, быть может, других каких-то именно русских понятий и идей в музыке Рахманинова...
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение