Рахманинов: жизнь для нас и жизнь для себя ⇐ Рахманинов
-
Автор темыMariana
- Всего сообщений: 3
- Зарегистрирован: 23.12.2010
Рахманинов: жизнь для нас и жизнь для себя
В судьбе Рахманинова отчетливо проступает мотив жертвы. Он прожил очень несчастливую жизнь, которая обернулась для нас счастьем. Задумаемся. Трагедией Рахманинова была потеря России, которая на долгие годы лишила его композиторского дара, да и впоследствии, когда этот дар вновь проснулся, не позволила ему создать ничего равного шедеврам российского периода. Для Набокова потеря Родины стала источником вдохновения, он из другого поколения. Рахманинов с Россией потерял половину себя. Однако если бы он остался в Советской России, мы никогда не услышали бы Рахманинова-пианиста, поскольку, во-первых, его просто могли вычистить как чуждый элемент, во-вторых, сохранив жизнь, не позволили бы концертировать из-за дурновкусия пролетариев, в-третьих, не записывали бы на пластинки, предназначенные в то время либо для речей вождя, либо для народных песен. Кроме того, электрозапись появилась в СССР очень поздно, а в Америке она существовала уже с 1924 года, так что качественных записей Рахманинова-пианиста мы бы в любом случае не получили. Удивительный парадокс его судьбы именно в том и заключен, что, надрываясь от постоянных концертов и записей, ненавидя кормившее его исполнительство, он оставил нам всего себя и как пианиста, и как дирижера. И оставил в лучшей по тому времени форме - в форме электрозаписей на лучших американских инструментах. Музыканты получили эталон, которому они бессознательно следуют. Ведь никто из живущих пианистов не помнит, как играли до Бузони и Рахманинова, потому что эра записей фортепиано началась с них. В результате любая игра стала соотноситься с исполнениями Рахманинова, не говоря уже о соотнесении с ним в исполнении его произведений. Но ни один пианист в XX веке не смог досягнуть до него. Многие играли гениально, неповторимо, но вот этого идеального сочетания чувства и расчета так никто и не добился. Никто не смог заставить фортепиано петь как скрипку, как это сделал он в "Мелодии" Глюка. Никому не далась эта послушная сухая беглость от Сальери и верность Гармонии от Моцарта, которые он умудрился сочетать в своем исполнительском искусстве. Относительной независимости от Рахманинова можно было достигнуть только в репертуаре, который он не оставил в записи - в Скрябине и Шуберте (как Софроницкий), в Бахе (как Гульд), в Гайдне и Равеле (как Рихтер). Все остальное - более-менее слепки с рахманиновского эталона. Вот и получилось, что ненавистное для него концертирование, тренировавшее его каждый день, и ненавистные записи по контракту стали для нас не только эталоном, а вообще начальным образцом восприятия множества музыкальных шедевров прошлого. Мы просто не помним, как было раньше. Рахманинов-пианист жил для нас, для людей будущего.Рахманинов-композитор жил для себя. Он воплощал в своем творчестве тему русской природы, точнее - весенней русской природы с ее талыми водами, журчащими ручьями, капелью, мокрыми от дождя листьями и набирающим силу солнцем. Рахманинов был не просто русским, а стихийно-русским, языческо-русским человеком. Его сочинения напоены такой чудесной животворной силой, таким чувством родной земли и плоти, такой мощью первозданного духовного начала, что захватывают всякого человека - прежде всего энергетически и мелодически. Но за пределы этой манифестации природы он нигде не выходит, и в этом сказывается ограниченность Рахманинова-композитора. Именно это не позволяет ему встать в один ряд с Чайковским и Скрябиным. Рахманинов-композитор, в отличие от пианиста, не космичен, он гений места сего, певец государства и земли, изначального духа. Но дух святой, плоть преображенная, пространство за пределами земного ему не доступны, божественное и сатанинское в нем не борятся, бездны и сферы мироздания его не занимают.В этом, пожалуй, и скрыта причина того, что вне России он не мог писать. Чайковскому прекрасно писалось в любой стране, он был европеец и космический человек. Рахманинов, покинув Россию, не смог увезти ее с собой, потому что его дар был строго привязан к месту.Вот так странно сложилась его жизнь, и этой жизни хватило всем. Рахманинов-композитор наряду с Мусоргск
-
Автор темыMariana
- Всего сообщений: 3
- Зарегистрирован: 23.12.2010
Re: Рахманинов: жизнь для нас и жизнь для себя
Рахманинов-композитор наряду с Мусоргским стал эталоном русского национального начала в музыке (за ним последовали Свиридов и Гаврилин), Рахманинов-пианист открыл миру недосягаемую вершину исполнительского искусства, став учителем всех живущих музыкантов.
-
- Всего сообщений: 13
- Зарегистрирован: 22.12.2010
Re: Рахманинов: жизнь для нас и жизнь для себя
В любом случае Рахманиов поступил именно так, как следовало здравому смыслу. Оставаться в Союзе с его потенциалом - глупо. А куда деваться? Только уезжать заграницу.
-
- Всего сообщений: 13
- Зарегистрирован: 13.01.2011
Re: Рахманинов: жизнь для нас и жизнь для себя
"Рахманинов был не просто русским, а стихийно-русским, языческо-русским человеком"Ну стоит сказать, что он ещё был и молдавским человеком, и это слышно в его музыке!
-
- Всего сообщений: 10
- Зарегистрирован: 09.04.2011
Re: Рахманинов: жизнь для нас и жизнь для себя
"Он прожил очень несчастливую жизнь, которая обернулась для нас счастьем" 1"Удивительный парадокс его судьбы именно в том и заключен, что, надрываясь от постоянных концертов и записей, ненавидя кормившее его исполнительство, он оставил нам всего себя и как пианиста, и как дирижера" 1"Трагедией Рахманинова была потеря России, которая на долгие годы лишила его композиторского дара, да и впоследствии, когда этот дар вновь проснулся, не позволила ему создать ничего равного шедеврам российского периода"а Симфонические танцы? 3-я симфония? Учась в музыкальном училище, я удивлялась, когда другие "христоматийные" симфонии изучались, а про Рахманинова говорили, что симфонический жанр ему не удавался. Лично я ставлю его 3-ю симфонию наравне с симфониями Бородина по "русскости". Она звучит даже свежее. Выше можно поставить 6-ю Чайковского
-
- Всего сообщений: 37
- Зарегистрирован: 17.12.2010
Re: Рахманинов: жизнь для нас и жизнь для себя
"Он прожил очень несчастливую жизнь" -глубоко не согласен с этим убеждением, Рахманинов при жизни имел великое признание и славу, которой можно было позавидовать, все его сочинения были исполнены при жизни, имел замечательную семью, жил в хороших условиях. Конечно были разные моменты жизни, но вообщем-то не так все уж плохо было у него. Росиия была, конечно, для него болью души.Давайте вспомним такого гения как Франц Шуберт, который ДЕЙСТВИТЕЛЬНО прожил трагически короткую и несчастливую жизнь. Почти ни одно произведение не звучало при жизни, нищита, неудачи в личной жизни, и ранняя смерть от проклятого сифилиса.ВОТ ВАМ ПРИМЕР НЕСЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ!
-
- Всего сообщений: 7
- Зарегистрирован: 10.11.2011
Re: Рахманинов: жизнь для нас и жизнь для себя
Согласна с Аlex.Недавно о Рахманинове читала в эпистолярии Шаляпина.Производится впечатление,что С.В. был большим авторитетом для певца,который от общения с Горьким и другими подобными уж точно был несчастен.Но не Рахманинов.Вдумайтесь.Как то придя на вокзал провожать Шаляпина принес красной икры и батон.Для меня это значит,что он мог много делать для других и поэтому был счастливым.
-
- Всего сообщений: 10
- Зарегистрирован: 09.04.2011
Re: Рахманинов: жизнь для нас и жизнь для себя
ну, умение себя содержать и наличие авторитета- это же не счастье, на счет произведений, исполненных при жизни - это да
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение