С.В. РАХМАНИНОВ - КРУПНЕЙШИЙ КОМПОЗИТОР, ПИАНИСТ И ДИРИЖЁР КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВРахманинов

Актуальна ли музыка Рахманинова в 21 веке?

Можно выбрать до 2 вариантов ответа

 
 
Результаты голосования

Автор темы
Annet21022002
Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 26.01.2018
 С.В. РАХМАНИНОВ - КРУПНЕЙШИЙ КОМПОЗИТОР, ПИАНИСТ И ДИРИЖЁР КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Сообщение Annet21022002 »

Рахманинов - один из крупнейших музыкантов рубежа X[X-XX веков. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Сергей Васильевич следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённо-лирическое ощущение эпохи, грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов Родины, он был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка Рахманинова обладает неистощимым мелодическим и подголо-сочно-полифоническим богатством, одним из характерных элементов рахманиновского стиля является неповторимый своеобразно упругий и энергичный ритм, служащий одновременно и сдерживающим началом в его музыке, и средством динамизации музыкального развития. Своеобразие му-

зыки Сергея Васильевича, прежде всего, в её особой экспрессивной заострённости, тонкости лиричности чувства, силе и напряжённости выразительных контрастов. Музыка Рахманинова впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности древней культовой мелодики, однако он редко прибегал к цитатному использованию фольклорных образцов, связь с народными истоками носит у него общий, индивидуально-опосредствованный характер. Сергей Васильевич обладал особой манерой гармонического письма, был крупным и оригинальным мастером оркестрового колорита.

Одной из самобытных основ музыкального стиля Сергея Васильевича является органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией, а также многообразное претворение в произведениях колокольных звучностей. Наиболее ярко любовь к колокольным звучностям проявилась в поэме «Колокола», написанной Рахманиновым в 1913 году на стихи Эдгара По в переводе Константина Бальмонта для солистов, хора и оркестра. По своему стилю это произведение ассоциируется не столько с русскими образцами кан-татно-ораториального жанра (П. Чайковский, С. Танеев), сколько с вокально-симфоническими фресками позднего Ф. Листа. Поэма «Колокола» - сочинение с наиболее яркой программностью. Четыре части поэмы - это четыре образа-символа человеческой жизни. Колокола то разливаются серебристым звоном колокольчиков бегущих по заснеженной равнине саней, то звучат «золотым» свадебным звоном, то тревожно гудят набатом во время разыгравшегося пожара, а в финале монотонно отсчитывают погребальные удары. Новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века.

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы Московской и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Творчество Рахманинова стало как продолжением традиций опер М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, симфоний П.И. Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальных традиций, например, в творчестве С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Г.В Свиридова, А.Г. Шнитке и др.

Рахманинов обратился к духовной музыке под влиянием крупных авторитетов - ученого-медиеви-ста, директора Московского Синодального училища С.В. Смоленского и известного композитора и ди-

рижёра Синодального хора А.Д. Кастальского. Многие современные музыковеды называют духовное творчество Рахманинова вершиной Нового направления русской духовной музыки. Его духовно-музыкальное наследие невелико: шестиголосный мотет «Deus meus» (студенческая работа), духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу», написанный летом 1893 года на текст кондака Праздника Успения Пресвятой Богородицы, «Литургия св. Иоанна Златоуста» ор. 31 и «Всенощное бдение» ор. 37.

«Литургия св. Иоанна Златоуста» была написана летом 1910 к первой годовщине смерти С.В. Смоленского. В период работы над «Литургией» Рахманинов часто обращался за советом к А.Д. Кастальскому. Несмотря на то что Рахманинов задумывал «Литургию» для исполнения в церкви, она получилась монументальным, самостоятельным, рассчитанным на высокопрофессиональное исполнение концертным произведением, своего рода «хоровой ораторией». Впервые она прозвучала 25 ноября 1910 года в исполнении Синодального хора под управлением выдающегося русского дирижёра

Н.М. Данилина. Действительно, музыка «Литургии» далека от «строгой» церковности, многообразна и даже несколько эклектична по стилю. Несмотря на то что некоторые песнопения были вдохновлены непосредственно «Литургией» Чайковского, Рахманинов использовал более экспрессивные красочные хоровые эффекты, которые Чайковский избегал (в пример можно привести «Верую» из «Литургии» Сергея Васильевича). Музыка некоторых песнопений контрастна по настроению, а порой и драматична. Так, в «Господи, спаси благочестивыя... Свя-тый Боже» кажется, что толпа верующих в едином порыве простирает руки в отчаянной мольбе к Господу. Песнопения «Верую» и «Отче наш» («Отче наш» написан для двухорного состава), с его напряжёнными хроматическими гармониями и патетическими оборотами мелодии, напоминают об оперных эпизодах Рахманинова и музыку Мусоргского и Бородина. В песнопении «Благослови, душе моя, Господа» использован эффектный приём, аналогичный тому, на котором основано знаменитое «Верую» из второй «Литургии» Гречанинова: псалмо-дирование альта на фоне выдержанных аккордов хора. Хотя влияние знаменного роспева ясно ощутимо на всём протяжении «Литургии», к использованию старинных подлинных мелодий в этом произведении Рахманинов не прибегает. Порой же мелодический склад и манера хорового изложения даже напоминают о русской народной песне, например, в песнопении «Во Царствии Твоем». Песнопение «Иже Херувимы» замечательно передаёт истинно молитвенные настроения - тихую робкую мольбу, нежную растроганность, душевное умиротворение и покой, мелодия, словно спускаясь с не-

бес, тихо нисходит по всем хоровым голосам. «Тебе поем» звучит тихо, в этом «молчаливом» пении совершается в церкви и святое причастие. Затем, словно чудо, - благая весть, еле слышно начинает звучать Причастный стих «Хвалите Господа с небес». Кажется, слышен праздничный перезвон колоколов, сначала как будто слабо доносящийся с высоты, а затем достигающий мощного звучания и наполняющий собой пространство огромного храма. Вследствие запрета церковных властей, а потом советского государства, «Литургия» при жизни её автора так и не прозвучала целиком в храме. Лишь 4 февраля 1987 года она была исполнена под церковными сводами. Московский камерный хор под управлением Владимира Минина спел её на родине Рахманинова в новгородском Софийском соборе. Дав новую жизнь одному из шедевров русской хоровой музыки, замечательный коллектив по сей день остаётся её лучшим интерпретатором.

Высочайшей вершиной духовного творчества Рахманинова стало «Всенощное бдение», написанное в 1915 году и посвящённое памяти С.В. Смоленского. «Всенощное бдение» - это композиция из

15 песнопений. Мелодической основой десяти, согласно законам православной церкви, являются подлинные образцы знаменного и других старинных церковных роспевов (греческого, киевского), пять номеров (1, 3, 6, 10, 11) написаны композитором на собственные темы.

В партитуре «Всенощного бдения» ясно выступает главный музыкально-исторический стилевой слой - это древнерусская монодия. Кроме того, в ней отражены отдельные черты многоголосной хоровой культуры XVTI-XVni веков: это фактурные особенности хорового концерта a cappella партесного и классицистского. Во «Всенощной» Рахманинов часто использует противопоставление небольших хоровых групп или партий (solo) всей хоровой массе (tutti), антифонное чередование различных однородных или смешанных тембров. Сравнительно редко в рахманиновской партитуре встречается сплошное аккордовое четырёхголосие, зато исключительно развиты в ней связи с народной песенностью: подголосочно-полифонический склад фактуры, контрастная полифония, одновременное сочетание разных мелодий. Композитор редко использует в ней имитационные приёмы изложения, и вовсе отсутствуют формы фуги, фугато, канона. Рахманинов во «Всенощной» свободно применяет стилистику оперы, оратории и симфонических жанров. Из вышесказанного видно, что «Всенощное бдение» создавалось как произведение, принадлежащее одновременно церковной и светской музыкальной культуре.

«Всенощная» Рахманинова состоит из двух частей - это Великая Вечерня и Утреня. Первая часть начинается строгим и торжественным хоровым при-

зывом «Приидите, поклонимся». Следующее песнопение «Благослови, душе моя, Господа» написан на стихи 103 псалма и передаёт блаженное состояние прародителей человечества в раю. Солирующее меццо-сопрано поэтично повествует о Сотворении мира. Для музыки следующих песнопений «Блажен муж» и «Свете тихий» характерно ощущение мягкого света. «Ныне отпущаеши раба твоего» - песнь ветхозаветного праведника Симеона Богоприимца. Это ариозо для тенора соло с плавно колышущимся «6аюкающим» хоровым аккомпанементом - спокойное, полное светлой надежды прощание с жизнью. Для Рахманинова это песнопение было самым любимым, и он хотел, чтобы оно прозвучало на его похоронах. Во второй части цикла музыкальное письмо становится фресковым, композиции укрупняются. «Благословен еси Господи» является своеобразным фрагментом духовной оратории. Он имеет сюжет: женам-мироносицам, пришедшим к месту погребения Иисуса, ангел сообщает о чуде воскрешения из мёртвых. «Шестопсалмие» и «Славословие великое» построены на одной и той же знаменной мелодии, а их хоровое звучание виртуозно воспроизводит колокольный перезвон. В последних трёх номерах: «Днесь Спасения», «Воскрес из гроба» и «Взбранной воеводе» - проходит тема прославления могущества Творца. Будучи глубоко верующим человеком, Сергей Васильевич не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки, но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи.

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: он синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления и объединил их под одним знаменателем - Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап развития.

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико. Феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Рах-манинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются:

1) глубокая содержательность исполнения;

2) внимание к интонационному богатству музыки;

3) «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых

учатся многие поколения музыкантов. Теми же качествами, которые были характерны для Рахмани-нова-пианиста, отличалось и его дирижёрское искусство. При внешней сдержанности, скупости жеста он обладал, по признанию современников, гипнотической силой воздействия на музыкантов оркестра и слушателей. Тщательная отделка деталей соединялась в его исполнении с большой внутренней энергией и эмоциональной наполненностью. Избегая всего показного, Рахманинов добивался от оркестра точного выполнения всех своих намерений. Рахманинов был одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени.
Реклама

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read:
Ещё смайлики…
   
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение