Виолончельные сюиты ⇐ Виолончельная и контрабасовая музыка
-
Автор темыIntenter
- Всего сообщений: 148
- Зарегистрирован: 11.12.2010
Виолончельные сюиты
Довольно странно, что в потоке еще нет этой темы. Почему бы нам не поделиться впечатлениями от этих шедевров и не обсудить их исполнителей. Я сам обязательно напишу несколько скромных слов на сей счет, но позже. Особенно хотелось бы узнать мнение уважаемого Андрея Донцова.
-
- Всего сообщений: 91
- Зарегистрирован: 11.12.2010
Re: Виолончельные сюиты
Я редко слушаю виолончельные сюиты из-за большой сложности этих произведений. Я начинал собирать произведения Баха ещё во времена винила. Виолончельные сюиты были изданы фирмой "Мелодия" на Ленинградской фабрике с очень хорошим качеством звукозаписи и печати. Сюиты исполняла молодая виолончелистка Алла Васильева. Мне очень понравилось её исполнение, и долгие годы это была единственная запись этих сюит. Не так давно я пробрел записи Пабло Казальса, а подключившись к Интернету я уже в свободном доступе скачал записи Мстислава Растроповича. Тем не менее, записи Аллы Васильевой мне до сих пор нравятся больше всего.
-
- Всего сообщений: 2
- Зарегистрирован: 02.01.2011
-
- Всего сообщений: 4
- Зарегистрирован: 03.02.2011
Re: Виолончельные сюиты
А у меня есть 2 dvd с записью сюит в исполнении М.Ростроповича.Мне очень нравится,и рассказывает он о своей трактовке интересно.
-
Автор темыIntenter
- Всего сообщений: 148
- Зарегистрирован: 11.12.2010
Re: Виолончельные сюиты
Да, пора мне написать пару слов об этих сочинениях. Виолончельные сюиты Баха - это произведения удивительной красоты и глубины, которые требуют от исполнителя максимальной концентрации и самоотдачи. Из всех комплектов, которые я имел наслаждение слушать, мне наиболее близки версии Мстислава Ростроповича и Мориса Жендрона. Чуть подробнее о каждой из них.Исполнение Ростроповича очень возвышенно и эмоционально, он действительно вкладывает в эту музыку всю "боль" своей русской души, что особенно слышно в Прелюдии и Сарабанде из Ре-минорной сюиты. Крайне размеренные темпы, массивный звук, глубокая скорбь в медленных танцах и бурная радость в быстрых. Это действительно рапсодийное прочтение в личном ключе, когда для исполнителя важно не только раскрыть содержание музыки композитора, но и передать через нее содержание своего внутреннего мира. Аутентисты активно выступают против такого подхода к искусству Баха, но лично мне исполнение Ростроповича кажется очень искренним и задушевным, ни о какой "плоскости", как пишут некоторые рецензенты в "Амазоне", и речи быть не может.В противовес Ростроповичу Морис Жендрон находит идеальный баланс между собственными эмоциями и непосредственным содержанием музыки Баха. К сожалению, французский виолончелист оставил совсем мало записей, но уже по виолончельным сюитам можно смело утверждать, что это был мастер огромного таланта. Первое, что сразу же кажется очевидным в прочтении Жендрона, - плавный, легкий, аристократический тон его инструмента, пожалуй самый красивый из всех, которые я когда-либо слышал. Уже только за одно звучание его комплект достоин цельного прослушивания. Другая особенность игры Жендрона - его стремление увести богатство своего внутреннего мира на второй план и наиболее полно раскрыть характер самих танцев. Поэтому многие вещи он играет значительно быстрее Ростроповича, лишь изредка позволяя субъективным эмоциям чуть-чуть вкрасться в его исполнение, как, например, это просходит в Куранте из Ми-бемоль-мажорной сюиты. Но, повторяю, тон жендроновского инструмента настолько красив, что подчас его исполнение кажется мне одной большой объективной эмоцией.Не могу не отметить общее достоинство обоих сборников - великолепное качество звукозаписи, которое еще больше увеличивает удовольствие от прослушивания. Что касается Ростроповича, то тут все ясно: он сделал свою запись на EMI в 1995 году, а вот над записью Жендрона реставраторы действительно потрудились на славу и заслужили, на мой взгляд, специальную премию "Грэмми" за свою ювелирную работу. Из моей немаленькой коллекции классических дисков я могу назвать лишь три или четыре работы аналогичного качества, когда запись, сделанная в 1964 году, звучит так же объемно и свежо, как и новейшие записи последних лет. Действительно, отлично проделанная работа!Итак, мне трудно сделать выбор между двумя этими исполнениями, и, если честно, я и не хочу его делать. Ростропович дает мне ощущение бездонности и бесконечности русской души, а Жендрон - ощущение аристократичности и легкости баховской музыки. Я часто слушаю оба комплекта и от каждого получаю огромное удовольствие.
-
Автор темыIntenter
- Всего сообщений: 148
- Зарегистрирован: 11.12.2010
Re: Виолончельные сюиты
Я наконец-то выложил в архив полный комплект виолончельных сюит Баха. К этим сочинениям я обращаюсь снова и снова, почти неизменно слушая их в исполнении Мориса Жендрона. Я считаю его запись гениальной.
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Виолончельные сюиты
Очень рекомендую всем вышедшую недавно запись Стивена Иссерлиса.Особенно рекомендую приложение - он исполняет Прелюдию к первой сюите три раза, каждый раз по разным рукописным источникам, которых мы знаем всего четыре.Самым же личным и субъективным могу назвать, пожалуй, исполнение Даниила Борисовича Шафрана - слушая его живую запись, не могу отделаться от впечатления, что музыка возникает именно здесь и только сейчас.Не будем забывать - Бах писал сюиты не для публичного исполнения. Это - тройной диалог - исполнитель-инструмент-Бог. И в каждую эпоху и в каждом стиле любой исполнитель будет играть это по=своему. И Бах у всех будет разный, как разный для всех Бог. В этом - гениальность и универсальность баховской музыки.
-
Автор темыIntenter
- Всего сообщений: 148
- Зарегистрирован: 11.12.2010
Re: Виолончельные сюиты
Золотые слова, полностью поддерживаю.Спасибо за рекомендацию. Я как раз подумывал о том, чтобы познакомиться с каким-нибудь современным исполнением. Только если Иссерлис не аутентист (или аутист?), бьющий себя кулаком в грудь : - )
-
- Всего сообщений: 252
- Зарегистрирован: 12.12.2010
Re: Виолончельные сюиты
Виталий, настоящие аутентисты не бьют себя в грудь, они просто берут в руки старинные инструменты и играют на них СООТВЕТСТВЕННО. Потом они берут в руки современные инструменты и тоже играют на них соответственно их особенностям. Наш любимый Шифф играет сонаты Моцарта на клавире (не помню, какого рода, но у меня есть) так, как естественно для этого инструмента. А на рояле он играет как на рояле - те же сонаты Моцарта. Одним из основоположников аутентического исполнения был Бадура-Шкода, у которого прекрасно и мощно (но и тонко) звучит фортепиано. Проблема-то дутая! А фанаты - они и есть фанаты: надоело громко - давайте всё тихо (это почти цитата из заявки аутентической группы). Снобизм, доходящий до сектантства. Брюгген может не нравиться, но сектантством там и не пахнет. Кстати, он слышит не только медленно, Месса Баха у него вся быстрее, чем принято (это идет от небольшого звука, который приводит к более легкому темпу). Сектантство - это наше достояние. В этой группе предложили Веберна играть аутентически, т.е. без вибрации. Но для Веберна что будет аутентизмом? Угадайте с трех раз!
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Виолончельные сюиты
Аутентисты, действительно, не бьют себя в грудь, однако здесь дело не только в инструментах. Шифф и Бадура-Шкода не есть аутентисты. Они не специализируются на игре старинной музыки на тех инструментах.Музыканты, серьезно занимающиеся музыкой эпохи барокко рококо, настолько углубляются в материал, что музыкальный язык той эпохи - фразировка, импровизационность, своеобразное отношение к звуковедению и звукоизвлечению, (конечно, обусловленные и соответствующим инструментарием), - так вот, они настолько проникаются этим языком, что не могут уже интонировать иначе, нежели в том стиле. Я как-то слышал запись Шестой Чайковского в таком вот исполнении - дирижер, по-моему, был Роджер Норрингтон. Удовольствие, скажу я вам, то еще!Одним из ярчайших примеров "антиаутентизма" в этом смысле является Гульд, несмотря на то, что его считают специалистом именно по музыке барокко. Он считал, что Баха и ко. можно и нужно играть на рояле, поскольку "мы" живем в 20м веке. А романтиков он практически не играл - считал романтический пианизм 19го века провалом в музыкальном развитии. Исключение - Брамс, да и то, его интересовала лишь брамсовская полифония.Среди аутентистов-фанатов есть замечательные музыканты, а вот случаи, когда музыканту одинаково удаются и барочная, и романтическая музыка, крайне редки. К таким музыкантам и отношу я прежде всего Филиппа Херревеге (он прекрасно интерпретирует Брукнера), к таким музыкантам, по-моему, относится и Стивен Иссерлис."Аутентически, т.е. без вибрации" - это еще одна сказка об аутентизме, ничего общего не имеющая с действительностью. Источники 18го века - всякие учебники, в том числе и Леопольда Моцарта, описывают приемы и способы использования вибрации, причем еще и смычковой, нами совершенно забытой. Так что, "играю белым звуком, значит - аутентично" - это ошибочный подход.И еще, уважаемая Галина Александровна, хочу спросить. Вы пишете:"Месса Баха у него вся быстрее, чем принято". Так вот - кем и где принято? Вопрос этот для меня совсем не праздный. Не имеете ли Вы здесь ввиду простое "чем мне лично слышится"?