Сыновья Баха ⇐ Бах
-
Автор темыKadin
- Всего сообщений: 18
- Зарегистрирован: 05.01.2011
Сыновья Баха
Предлагаю пообщаться в этой группе также и на тему музыки талантливых сыновей Баха, которые в свое время даже полностью затмили славу отца.Кого из четырех братьев вы считаете самым талантливым?Как на их творчестве отразилась отцовская школа?Какие интересные и малоизвестные факты из жизни братьев, о их общении между собой вам известны?Какие записи их произведений есть в вашей фонотеке? Поделитесь информацией, где их музыку можно скачать или услышать? Я вот нашел все клавирные концерты Карла-Филиппа-Эммануила и симфонии Иоганна Кристиана. В полном от них восторге! Мечтаю найти оперы Иоганна Кристиана. Подскажите, кто их видел в инете?
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Сыновья Баха
"Фемистокла" скоро залью, а пока предлагаю комплект увертюр Иоганна Кристиана Баха-Лондонского.Интересующимся предлагаю проследовать в "наш архив".
-
Автор темыKadin
- Всего сообщений: 18
- Зарегистрирован: 05.01.2011
Re: Сыновья Баха
Огромное спасибо за Иоганна Кристиана!!! Да еще в исполнении Academy Of Ancient Music. Я в неописуемом восторге!!!При всем колоссальном уважении к великим столпам эпох зрелого барокко и классицизма, меня всегда неумолимо тянуло больше именно к переходной эпохе, к "галантному стилю", который всегда оставался в тени. Иоганн Кристиан - один из ярчайших и интереснейших представителей. Его музыка при всей внешней итальянской легкости и развлекательности отличается удивительным благородством, совершенством и яркостью мелодики. Это какой-то лучик света, веселый и ласковый солнечный зайчик, который согревает и радует! Как я понимаю юного Моцарта, на которого эта музыка произвела такое огромное впечатление! Думаю, что становлением Моцарта как самобытного мастера мы обязаны больше именно Иоганну Кристиану Баху, чем Леопольду Моцарту.
-
- Всего сообщений: 148
- Зарегистрирован: 11.12.2010
Re: Сыновья Баха
Сам Моцарт больше всего чтил второго сына И. С. Баха Карла Филиппа Эмануэля Баха, который в своем первом Эссе кодифицировал фортепианную технику. О нем Моцарт сказал: "Он наш отец, мы его дети".
-
- Всего сообщений: 252
- Зарегистрирован: 12.12.2010
Re: Сыновья Баха
Конечно, оба повлияли. Но прозрачность стиля Иоганна Кристиана, гомофонность (принцип аккомпанированной мелодии, пришедший на смену полифонии), уже классичность, наверное, напрямую ведут к Моцарту. И, если не ошибаюсь, в творчестве Кристиана главным образом зародилась классическая сонатная форма, когда в недрах двухчастной сонатности с развитием от тоники к доминанте в 1-й части и обратно - во второй постепенно сформировалась самостоятельная тема в доминантовой сфере (впоследствии - побочная) и, соответственно, состоялось ее тональное подчинение в конце. Это и есть главное условие сонатности.А.Н. Должанский определяет сонатность как "изменение изначально данного соотношения". Тут и старинная соната, и современная, и романтическая. И у Кристиана это уже есть. Разработка в сонату пришла позже.
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Сыновья Баха
То, о чем пишет Галина Александровна, - "когда в недрах двухчастной сонатности с развитием от тоники к доминанте в 1-й части и обратно - во второй" - есть уже в номерах сюит у Баха-отца. Было это и до него. Практически каждый танец имеет двухчастную форму, в каждом - первая часть заканчивается, а вторая - начинается с доминанты, чаще всего вторая часть быстро возвращает нас в тонику, затем следует похожий на разработку раздел, и где-то в середине второй части (в районе точки золотого сечения) мы имеем полный каданс в одну из родственных тональностей (чаще всего параллельную, либо субдоминанту, бывает даже и во вторую ступень, в зависимости от смысла и настроения музыки), затем репризообразный раздел и кода. Так что зарождалась сонатная форма все-таки в недрах сюиты, по-моему. В сюитах можно найти даже предпосылки повторения "побочного" материала в репризе уже в основной тональности. Здесь я имею ввиду прежде всего виолончельные сюиты Баха, которые знаю лучше других сюит.
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Сыновья Баха
Одним из самых известных произведений Иоганна Кристиана Баха для струнных является Концерт до-минор для альта с оркестром, который часто дают играть и виолончелистам - как учебный материал. Самое интересное, что этот концерт "И.К. Баха" принадлежит перу Робера Казадезюса - это уже точно определено, но все равно - в программках все пишут "концерт И.К. Баха"...))))
-
- Всего сообщений: 252
- Зарегистрирован: 12.12.2010
Re: Сыновья Баха
Конечно, тонико-доминантовое построение с последующим возвратом - это из сюиты, где многие части так устроены. Но я говорю о зарождении новой темы в тональности доминанты. Я не настаиваю на авторстве Иоганна Кристиана в этом деле, в истории была профаном и остаюсь. Просто я помню исследовательскую работу А.И.Климовицкого,в которой в развитии сонатной формы из двухчастной Иоганну Кристиану отводится ключевая роль. Кроме того, я неточно выразилась (сейчас перечитала свой текст). Имея в виду сонатность у Кристиана, я говорила о явлении,о принципе, но не уточнила, что это явление и у него зарождается вовсе не в сонате и даже новая, будущая побочная, тема (а сначала это - намек на тему, скорее развернутый каданс с признаками темы) совсем не сразу связывается с жанром сонаты.
-
- Всего сообщений: 110
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Сыновья Баха
Галина Александровна, извините за занудство - мы ведь говорим о форме? или о жанре? Сонатность формы вовсе не предполагает сонатность жанра, правда?В принципе, можно говорить, наверное, о том, что появление второй темы было новым моментом, то есть, необходимостью, обусловленной отсутствием полифонии как главного фундамента произведения, а вот помещение второй темы в тоннальность доминанты - это уже явно заимствование из прежних веков. Самое-то главное отличие - это именно "прозрачность стиля Иоганна Кристиана, гомофонность (принцип аккомпанированной мелодии, пришедший на смену полифонии)," и именно из-за полифоничности мышления Баха-отца мы не можем говорить о какой-либо сонатности в форме танцев сюиты.
-
- Всего сообщений: 252
- Зарегистрирован: 12.12.2010
Re: Сыновья Баха
Насколько я понимаю, я со всем согласна. А о сонатности я говорю - как Климовицкий меня учил - как о свойстве формообразования, даже еще не о самой форме. Сонатность как принцип можно найти где угодно - мне даже показывали ее, очень интересно, в "Зимней буре" Пушкина. Кстати, этот способ наблюдения шел еще от Асафьева, у которого учился мой отец, а показывала в Пушкине мне это моя тетка-литературовед, которая тоже увлекалась Асафьевым. И формулировка Должанского об изменении изначально данного соотношения позволяет говорить о сонатности как о принципе формообразования совсем не только в сонатах, а порой и в малых формах (см. Прелюдию Шопена си минор).Извините, я совсем вышла из темы. Но пока поговорить о сонатности негде. Надо с этим переноситься в Слуш.мастерство.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение