Беседы о классикеТема отречения Петра в Страстях

Дискуссии на темы, связанные с классической музыкой
Аватара пользователя
Автор темы
voffka777
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 13.12.2010
 Тема отречения Петра в Страстях

Сообщение voffka777 »

Вопрос чисто субъективный (возможно, только пока).Вам не кажется, что Бах уделяет какое-то особое внимание отречению Петра в своих Страстях по Матфею и Иоанну? (Спорные Страсти по Луке и по Марку не в счет.)Я не специалист в протестанской философии. Читал, что неким особым вниманием отмечены такие понятия, как инкарнация, распятие, воскресение Христа и др. Это понятно. Это нашло отражение у Баха, например, в "Высокой мессе" (Et incarnatus est, Crucifixus...). Какое значение в протестантской традиции уделяется отречению Петра?Это, конечно, мое субъективное впечатление, но, как мне кажется, по своей силе эпизоды отречения Петра приближаются к чудовищным хорам "Kreuzige". Ну и невозможно в этом ключе обойти вниманием знаменитую арию "Erbarme Dich", органично включенную А. Тарковским в его "Жертвоприношение".Если никакой развернутой протестантской концепции отречения Петра нет, как нет ее, скажем, в Православии, то это может оказаться весьма важным предметом для анализа.В общем, каковы Ваши мнения?

Реклама
Аватара пользователя
Dion
Всего сообщений: 139
Зарегистрирован: 10.12.2010
 Re: Тема отречения Петра в Страстях

Сообщение Dion »

Что касается Православия, его отношению к отречению Петра, то скоро сразимся в слове, Алексей.))))

Аватара пользователя
Автор темы
voffka777
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 13.12.2010
 Re: Тема отречения Петра в Страстях

Сообщение voffka777 »

to Алексей:Буду рад оказаться неправым. :) Т.к. это весьма важный вопрос. По сути и в сопоставлении взглядов. :)P.S. Прошу сразу давать ссылки на Св. Писание и/или святоотеческую литературу.

Аватара пользователя
Hurrep
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 12.12.2010
 Re: Тема отречения Петра в Страстях

Сообщение Hurrep »

В протестантизме отречению Петра не придается какого-то особенного, сверхважного значения, насколько я знаю протестантизм :) Разве что это событие (и не только отречение, но, что главное, раскаяние Петра) является прообразом отношений любого покаявшегося человека и Христа.

Аватара пользователя
Автор темы
voffka777
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 13.12.2010
 Re: Тема отречения Петра в Страстях

Сообщение voffka777 »

:) Это уже интересно.Надо дождаться еще сведений от Алексея по поводу Православия. Может, и впрямь что-то упустил.

Аватара пользователя
bestspinup
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 08.02.2011
 Re: Тема отречения Петра в Страстях

Сообщение bestspinup »

Мне кажется, такое значение отречению Петра Бах придавал именно из-за земного, общечеловеческого, понятного каждому характера этого события. Ведь и страдания Христа у Баха очень очеловечены. Протестантство ведь хотело приблизить небо к земле, снять всякую преграду между человеком и Богом.

Аватара пользователя
Pikachu
Всего сообщений: 14
Зарегистрирован: 28.12.2010
 Re: Тема отречения Петра в Страстях

Сообщение Pikachu »

нет никакого отличия между православием и протестантизмом в этом вопросе.. вообще к вашему сведению Бах не занимался философией, даже протестантской. Кстати а что вы понимаете под протестантской философией? насамом деле такой философии нет.

Аватара пользователя
Автор темы
voffka777
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 13.12.2010
 Re: Тема отречения Петра в Страстях

Сообщение voffka777 »

Я тоже придерживаюсь того же мнения, но не специалист, как и сказал, в протестантизме, поэтому и трудно судить достоверно. Но вот Алексей хотел убедить в обратном. Теперь даже интересно, на каких основаниях...В данном случае под философией понимаю богословскую концепцию, если можно так выразиться. Совокупность тезисов и их обоснования.Т.е. вопрос был о наличии специальных тезисов и их обоснований относительно отречения Петра в протестантизме.Возможно, Бах и не занимался философией непосредственно и уж тем более искусственно не кодировал ничего "такого" в своих произведениях, это очевидно.Но, тем не менее, наличие определенных окружавших Баха традиционных смыслов, которые, может быть, нам не известны, не могло не оказать влияния на его творчество, как, скажем, оказывается значимой для Баха безусловно известная ему общепринятая символика чисел.Если смысл заранее, извне детерминирован, то он скорее всего находит отражение в творчестве композитора как "само собой разумеющееся".Если же смысл специально не актуализировался "вне" и "до", то композитор, уделяя его выражению пристальное внимание, вкладывает в него нечто субъективное, но вполне определенное.

Аватара пользователя
Pikachu
Всего сообщений: 14
Зарегистрирован: 28.12.2010
 Re: Тема отречения Петра в Страстях

Сообщение Pikachu »

богословие это не философия, а скорее мировозрение основанное на Библии, или можно сказать "буква" христианской философии, философия может находится где-то около богословия, например говорят: православный философ такой-то и т.д. - значит что философ придерживался богословия так или иначе.что же касается евангелия - здесь речь идет об евангелии, то расхождения нет в христианских деноменациях, я имею ввиду православие, католицизм и протестантские, - там расхождения идут в других вопросах, не связанных с евангелием.могу лишь добавить что православие отличается от других конфессий в основном тем что православные считают всех других христиан еретиками, тогда как все другие так не считают. я вообще считаю что это пережиток имперского мракобесия :)

Аватара пользователя
iDrum
Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 13.05.2011
 Re: Тема отречения Петра в Страстях

Сообщение iDrum »

Не отвечу на ваш вопрос, Алексей, но замечу, что, на мой взгляд, Бах по-особенному относился к образу Петра, а точнее, к аллегории преображения покаявшейся души (иногда непосредственно в процессе перехода в иной мир). К этой мысли пришла неслучайно. Обратите внимание на кантату № 106, где сначала (2d) звучит соло сопрано (Души, идущей к Богу) «Ja, ja, ja, komm Herr Jesu» («Да, да, да, прийди Господи Иисусе»).Особенно впечатляет заключительный момент, когда в конце вдруг легко исчезают партии хора континьо и струнных (у флейт пауза еще с т.182), и голос сопрано, голос Души, остается совершенно один. Становится понятным, что великое таинство свершено.Человек перешел границу смерти.Большая фермата разделяет предыдущий номер с разделом 3а «In deine Hände» («В руки Твои предаю дух мой»). Теперь слушатель понимает, что дальнейшие события – суть великая тайна. И вот здесь голос человеческой души словно преображается – И. С. Бах меняет ее тесситуру, – партия поручается альту. В арии раскаяния Петра из «Страстей по Матфею» (альт), ощущение такое, что мы слышим не голос самого героя, а словно рыдания его собственной души, познавшей Бога.

Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :chelo: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read:
Ещё смайлики…
   
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение